Методы исследования в ИУП (индивидуальный учебный проект)


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИУП(индивидуальный учебный проект)ГБОУ СОШ № 956Пинаева Н.А. Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира.Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры. Метод или методология?Метод –  совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели. Интересно, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.Методология – учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Методы исследования в ИУП: Наблюдение Опрос (анкетирование)ЭкспериментОписаниеСравнениеИсторическая сводка НаблюдениеНаблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не включённое — "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Наблюдение — это очень доступный метод. Однако, имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя. Опрос (анкетирование)Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют очным опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование. ЭкспериментОсобую роль в исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения. Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений;Сравнение - сопоставление «целого» и «его частей», или «похожего», нахождение черт сходства и различий;Исторический метод – сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕПроводится наблюдение над объектом или явлениемНа основе полученных данных выдвигается гипотеза (предположение)Проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)Проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом Порядок проведения исследовательского опыта:{6E25E649-3F16-4E02-A733-19D2CDBF48F0}Этап работы Осуществление1. Постановка проблемыВыработка четкой постановки проблемы2. Предполагаемое решение, формулировка гипотезыФормулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже известные данные3. ПланированиеМысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)4. Проведение опытаПодбор необходимых материалов, объектов. Проведение опыта. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов.5. ОбсуждениеСравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов На этом всё!На сегодня материала больше нет!Ищите презентацию в электронном журнале!