Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М.Пылаевой, Т.В. Ахутиной).
Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М.Пылаевой, Т.В. Ахутиной).
Во-первых, овладение числовым рядом является фундаментом начального учебного процесса. Умение упорядочить объекты по количеству, абстрагировать их число и соотнести с цифрой (т.е. найти их место в числовом ряду) составляет один из рано осваиваемых, необходимых в практической жизни культурных навыков человека.Во-вторых, числовой ряд, как никакой другой материал, позволяет вынести программу действия вовне, организовать совместные действия педагога-психолога и ученика, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка. Упражнения с числовым рядом дают широкие возможности дозировано усложнять требования к программированию и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.Методика формирования навыков программирования и контроля основана на работе с числовым рядом по ряду причин
Предлагаемая схема совместной деятельности ребенка и взрослого по усвоению программы действий с числовым рядом включает следующие этапы:совместное пошаговое выполнение действия по речевой инструкции взрослого (программирование и контроль принадлежит специалисту),совместное пошаговое выполнение действия по наглядной программе (программирование и контроль делятся между взрослым и ребенком: психолог организует следование программе иконтрольные действия ученика - сличение результата с программой,совместное выполнение действия по наглядной программе с переходом от пошаговой кболее свернутым формам реализации программы (роль специалиста в программировании иконтроле сокращается),самостоятельное выполнение действия по интериоризованной программе с возвращениемк наглядной программе при затруднениях: ребенок самостоятельно выполняет и контролируетсвои действия; взрослый следит, обращается ли ребенок при затруднениях к наглядной программе, и по мере надобности напоминает об этом,самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал. Возможность переноса контролируется взрослым.
Предлагаемые в программе задания объединяются в пять циклов (последовательных этапов):1.Числовой ряд в упроченных ситуациях (сюжеты сказок, нумерация этажей и подъездов дома, ступени лестницы, циферблаты часов, наборные панели телефонов и т.п.). 2.Числовой ряд в прямом порядке (актуализация последовательности чисел в прямом порядке до 10, нахождение цифр в случайном порядке в таблице или копирование и самостоятельное составление таких таблиц, рисование предметов по нумерованным точкам). З.Количественный ряд в прямом порядке (отрабатывается способность к одномоментному схватыванию количественных совокупностей, свертыванию их в целостную структуру, когда в пунктах маршрутов, таблицах (типа таблиц Шульте) и др. заданиях помещаются не цифры, а множества предметов от1 до! 0. в ходе отработки заданий ребенок вынужден самостоятельно абстрагировать признак количества, что делает эти задания более сложными чем предыдущие). 4.Обратный ряд (отрабатывается на материале полного, неполного или дискретных рядов, с использованием материала упроченных ситуаций: этажи, лифт, четная и нечетная стороны улиц и т.п.). 5. Параллельные ряды (этап предполагает одновременное выполнение двух подпрограмм: два ряда цифр, прямой порядок цифр и букв по алфавиту, разнонаправленные ряды цифр).
На одном занятии могут быть использованы задания как одного этапа, так и двух соседних. Внутри каждого этапа первые задания более просты и развернуты, чем последующие, при этом в целом сложность программирования увеличивается от этап к этапу.
Наиболее эффективной программа будет тогда, когда подобрана индивидуализированная в соответствии с возможностями ребенка, адекватная система заданий с исходным уровнем сложности, индивидуальным темпом продвижения. Каждый раз следует выбирать необходимую меру помощи в зависимости от успехов ребенка.
Литература1.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.; 2000. - С. 129-131.2.Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Если ребенок невнимателен. Задания и стимульный материал программы формирования навыков программирования и контроля действий. - Пермь, 1998. -112 с.