Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности
«Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности» Уровень развития воображения ребенка определяется не только богатством его личного опыта, но и степенью сформированности у него навыков к перекомбинированию элементов этого опыта, следовательно целью педагогической деятельности является одновременное формирование в процессе обучения структурного и операционального компонентов воображения, что должно дать больший эффект, чем традиционно практикуемый путь развития этого процесса через обогащение чувственного опыта детей. Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи: формировать структурные компоненты творческого воображения за счет обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, увеличения объема их представлений об окружающей действительности, расширения кругозора;формировать операциональные компоненты творческого воображения за счет развития у учащихся способности к переконструированию, комбинированию элементов опыта (т.е. комбинаторных навыков). Спонтанное развитие этих навыков происходит крайне медленно, в связи с чем работа по их целенаправленному формированию выступает в обучении на первый план, - особое внимание уделяется формированию у детей такой операции, как реконструкция на базе «включения», позволяющей вариативно использовать один и тот же элемент для создания различных образов;создать условие для формирования комбинаторных механизмов воображения: проблемных ситуаций, постановки логических задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения. Творческие потенциалы заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. Задания на плоскостное конструирование, которые могут быть решены только действием «включения» (тест-фигура не является основой композиции, а «включается» в качестве мелкой второстепенной задачи). Дидактические игры «Пифагор», «Волшебная мозаика» 1.Комплект деталей, используемый на предыдущем занятии 2. Комплект картонных полукругов различной величины 3. Набор деталей, включающий первый и второй комплекты. Количественная продуктивность деятельности ребенка, которая высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур – коэффициент количественной продуктивности (ККП) Учебный год Класс Общее число обучающих ся Общее число компо зиций Общее число предложен ных фигур Средний ККП Творческие работы в % от обще го числа Группы количественной продуктивности (в % от общего числа детей) I группа 1- 4 композиции II груп па 5-7 композиций III группа свыше 7 композиций 2006-2007 4 20 941 160 5,9 91 30 30 40 2005-2006 3 20 829 160 5,2 81 40 45 15 2004-2005 2 20 311 100 3,11 77 85 10 5 Большинство психологов выделяют как одну из наиболее существенных сторон воображения оригинальность созданных образов. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазии и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных ситуаций. Учебный год Класс Общее число обучающих ся Общее число компо зиций Оригинальные композиции (в % от общего числа) Средний коэффициент оригинальности Группы по уровню оригинальности (в % от общего числа детей) I группа КОр от 0 до 2 II груп па КОр от 2 до 5 III группа КОр выше 5 2006-2007 4 20 941 68 4,0 15 65 30 2005-2006 3 20 829 54 2,8 40 45 15 2004-2005 2 20 311 48 1,5 85 15 - Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего «Я».