Работа над формированием смыслового чтения
Смысловое чтение Современный подход к формированию навыка смыслового чтения
«Люди перестают мыслить,когда перестают читать» Д. Дидро
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕФГОС, стр.9
Смысловое чтение Одно из требований ФГОС - обучение на основе принципов метапредметности. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, понимание его смыслового содержания.В связи с этим появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – это вид чтения, когда нужно не только прочитать текст, но и дать оценку информации, откликнуться на содержание
Стратегия смыслового чтения:
Навык смыслового чтения Включает в себя: Умение осмысливать цели чтения (для чего?);умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?);умение определять основную и второстепенную информацию;умение воспринимать тексты различных стилей;умение адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
Задача учителя - развивать умение читатьтексты с разным уровнем пониманиясодержащейся в них информации: с пониманием основного содержания (просмотровое чтение); с полным пониманием содержания (изучающее, аналитическое чтение).
Виды чтения{E8B1032C-EA38-4F05-BA0D-38AFFFC7BED3}Изучающее чтение Просмотровое чтениеОзнакомительное чтениеЗадача - максимально полно понять содержание текста с возможным последующим воспроизведениемЗадача - получить лишь самое общее представление о содержании текста, понять, о чём идёт речьЗадача - выяснить, что именно пишется по интересующему читателя вопросу
Нужно учить владеть всеми видами чтения, умению переходить от одного его вида к другому в зависимости цели получения информации
выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.Для успешной работы необходимо:
Мониторинг сформированности навыка чтения в начальной школе
1 группа - упражнения, направленные на развитие техники чтения;2 группа - упражнения, направленные на развитие выразительности чтения;3 группа - упражнения, направленные на развитие осознанности чтения;4 группа – упражнения, на формирование навыка правильного чтения.Банк заданий для пятиминутки чтения
Творческих успехов!