«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? (Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. 9 класс).
Педагогическая мастерская как средство формирования ключевых компетентностей школьника(Из опыта работы Петлиной В.А.,учителя русского языка и литературыОУ СОШ №26 г. Сызрани) Типы мастерских Построения знанийТворческого письмаЦенностных ориентацийСамопознания Преимущества Поддерживает чувство исторического времени.Система отношений «ученик-учитель».Значительность результатов воспитательного, мировоззренческого характера.Самостоятельность и творчество.Знания ориентированы на разную степень готовности детей.Способствует усвоению трудных тем программы.Вырабатывается собственный духовный опыт.Побуждает к творчеству и исследованию. Результативность Рост способности обучающихся размышлять, выражать свои мысли и устно, и письменно.Усиление мотивации по изучению темы.Повышение качества подготовки к ЕГЭ (часть С). социализация Этапы мастерской индуктор деконструкция или реконструкция Промежуточная рефлексия и самокоррекция Новая информация корректировка или Новый вариант версии, гипотеза социализация Общая рефлексия Выход на новую систему проблем «Живая» душа Чичиков или «мертвая»? (Мастерская ценностных ориентиров и творческого письма. 9 класс) … Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! «Мертвые души» Индуктор а) Внимательно прочитайте эпиграф к уроку.Представьте, что перед вами великий мудрец. Вы можете его спросить о чем захотите, о самом важном для себя.Запишите в тетради два самых главных вопроса.б) Чтение вопросов. Запись в тетради самых интересных вопросов. Обсудите в группах и запишите:Какие значения и оттенки значений слова «предприниматель» вам знакомы?Определите способ образования (предприниматель) предпринима ть2. Приготовьте выступления от группы.Какие чувства, эмоции вызывают слова «предпринимательский», «предприимчивый»? Соотнесите их значение через предложения, связав с образом Чичикова.3. Выступление групп. Деконструкция (создание творческого продукта) Реконструкция Повторение литературоведческого словаря: жанр, лиро-эпическая поэма, плутовской роман. Жанр – лиро-эпическая поэма Лирические отступления, авторская оценка повествование Плутовской роман Главное лицо-антигерой, пройдоха, подлец Похождения, проделки героя Герой не изменяется,приспосабливается К обществу. Сатирическая направленность Мотив дороги Один деятельный человек Чичиков – и тот ограниченный плут. А. И. Герцен «Господин средней руки» Композиция Деталь как средство создания образа Проводник в царстве «мертвых душ» (похождение) Портрет «…Не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок.» Одежда Фрак брусничного цвета с искрой Манеры «Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. Спорил, но как-то чрезвычайно искусно…» Речь «Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует.» Биография Происхождение «Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает.» Детские годы «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно … ни друга, ни товарища в детстве.» Наставления отца «… больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.» Учеба в училище « В отношении к товарищам повел точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же.» Служба «Все оказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах…» Характеристика другими персонажами Все чиновники были довольны приездом нового лица.Ученый человекЗнающийПочтенныйОбходительнейший и «пора наконец припрячь подлеца» «Говорящая» фамилия Напоминает чириканье воробья (подпрыгивание, пощелкивание) Отношения с дамами «Ему не простили увлеченье губернаторской дочкой».«Увидев девушку с золотыми волосами, мысли его тут же свернули на приданое в 200 тысяч рублей» Социализация Соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.Оглашение своих исследований, мнений, гипотез. Промежуточная рефлексия и самокоррекция Так «живая» или «мертвая» душа господин Чичиков? Какой прием использует Гоголь, ставя перед нами этот вопрос? Новая информация. «Кластер». «Живая» душа «Мертвая» душа (падение души) Цель: счастливая семейная жизнь, «довольство». Средства для достижения: рыцарь копейки (денежный интерес), аферист Есть прошлое Жажда наживы Есть настоящее большой психолог Следопыт смерти Черты характера: любопытство сметливость настойчивость энергичность напористость предприимчивость обходительность аккуратность приспособленец плут пошляк подлец мошенник мелкий бес адский прислужник антихрист стяжатель Корректировка творческого продукта (коллективная работа) Сила характера Внутреннее чувство Я голос энергия Отрицательная цель возрождение покаяние «…Неприятно, смутно было у него на сердце…Какое-то страшное, непонятное ему самому чувство овладело им…» «Прямой дорогой не возьмешь – косой дорогой больше напрямик.»«Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай.» Социализация Напишите сочинение на одну из тем: «Почему произошло падение «живой» души Чичикова? Возможно ли возрождение «мертвой» души Чичикова?Чичиков – это беда или надежда России? Общая рефлексия Чтение сочинений, обсуждение.На какие вопросы вы хотели бы получить ответ учителя?