Презентация по теме «Использование разнообразных форм контроля за учебными достижениями учащихся по математике»


Использование разнообразных форм контроля за учебными достижениями учащихся по математике Презентация работы слушателя курсов повышения квалификации учителей математики ВОЛОКИТИНА Виктора Николаевича, учителя Янтарненской общеобразовательной школы I-III ступеней Красногвардейского районаАР Крым Актуальноcть темы Овладение методикой проверки знаний и их оценивания является одним из важнейших задач учителя, которая стала особенно актуальной в последние годы в связи с введением 12-бальной системы оценивания, появлением различных образовательных заведений и интеграционными процессами в Европе. Цели и задачи Целью данной работы является систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля и оценивания знаний учащихся. Цели контроля. Основная цель контроля знаний и умений состоит в выявлении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Функции контроля •Контролирующую - выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития•Обучающую (образовательную) - совершенствовании знаний и умений, их систематизации. •Диагностическую – получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях •Прогностическую - получение опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. •Развивающую - развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников.•Ориентирующую- получение информации о глубине изучения учебного материала. •Воспитывающую - воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Принципы контроля. Контроль должен быть:целенаправленным; объективным ;всесторонним; регулярным; индивидуальным. Типы контроля Внешний -осуществляется учителем над деятельностью ученикаВзаимный -осуществляется учеником над деятельностью товарищаСамоконтроль -осуществляется учеником над собственной деятельностью Методы контроля устная проверка; письменно-графические работы; практические работы. Формы контроля ИндивидуальнаяГрупповая ФронтальнаяВзаимный контроль Самоконтроль Средства осуществления контроля Устный опрос учащихся Проверка учителем тетрадей с домашним заданием Математический диктант Самостоятельная и контрольная работы ТестыУчебные портфолио. Практическая реализация контроля знаний учащихся через двенадцатибальную систему оценивания Новая система оценивания позволяет стимулировать творчество школьника 3) Особенности осуществления самоконтроля; высокий уровень (высокий уровень самост., умение самост. находить ошибки и неточности и исправлять их);средний уровень (самост. снижена, часто необходимо подталкивание со стороны взрослых, ошибки находит после подсказок учителя);низкий уровень (отсутствие умения решать учебную задачу без помощи взрослого);4) Характер учебных задач, которые выполняются школьником по критериям:• творческие ;• полутворческие ;• нетворческие ;5) сложность задач, которые выполняются по категориям:• сложные ;• средние ;• простые . Позволяет оценивать:1) учебно-познавательную активность школьника по таким уровням: высокий-"инициативный уровень"старательность-"исполнительный уровень"; пассивность - "пассивный уровень";2) особенности проявления умственной деятельности по критериям: высокий уровень нестандартного мышления ; средний уровень мышления ; низкий уровень мышления ; Шестиуровневая таксономия оценивания Таксоно-мический уровень Баллы Классификация 1 10-12 Оценивание (умение определять ценность и и возможность способов для достижения поставленной цели) 2 Синтез (умение создавать целое из составляющих элементов) 3 Анализ (умение расчленять на составляющие элеметы) 4 7-9 Применение (умение использовать в новых условиях) 5 4-6 Понимание 6 1-3 Знание (запоминание предыдущего материала) Практические рекомендацииКлючевые слова для формирования вопросов по шести таксономическим уровням Таксономический уровень Баллы Примеры инфинитивов Знание (запоминание предварительно изученного материала) 1-3 определить, усвоить, идентифицировать, вспомнить, узнать, назвать, пересчитать Понимание (понимание смысла изученного материала) 4-6 выложить, дополнить, трансформировать, прочитать, пересказать собственными словами, перегруппировать, объяснить, проиллюстрировать примерами, подготовить, представить, перефразировать, утвердить изобразить, продемонстрировать Применение (умение использовать изученный материал в новых ситуациях) 7-9 применить, обобщить, соотнести, выбрать, развить, организовать, использовать, применить, перенести, реструктурувати, классифицировать Анализ (умение расчленить целое на составные элементы) 10-12 сравнить, проследить, классифицировать, отделить, отнести к категории, рассчитать, проанализировать, противопоставить Синтез (умение создать целое из частей) создать, составить, видоизменить, задокументировать, предложить, спланировать, изготовить, разработать, видоизменить, уточнить, соединить, организовать, синтезировать, модифицировать Оценка (умение определить ценность и пригодность определенных средств для достижения определенной цели) выдвинуть гипотезу, доказать, подтвердить, оценить, принять решение, обобщить Практические рекомендацииВопросысоответствующие уровням учебных достижений № п/п Ключевые слова для составления вопросов Количе-ство баллов 1 Назовите..., в каком году..., где проходило..., напишите формулу..., пересчитайте..., расскажите правило 1-3 2 Закончит фразу, чему..., преобразуйте выражение..., установите взаимосвязь между объектом и его свойствами, расскажите своими словами...  4-6 3 Какая структура..., классифицируйте..., что есть следствием..., сравните..., проанализируйте причины..., найдите решения..., предложите алгоритм..., найдите альтернативу..., составьте из элементов..., как можно объяснить...  7-9 4 Оцените логику..., опишите преимущества..., выделите критерии..., что вы думаете про..., оцените, составьте алгоритм описания примера (охарактеризуйте), составьте алгоритм описания …, опишите способы измерения…, составьте алгоритм проведения эксперимента и укажите необходимые материалы и приборы для его проведения, составьте алгоритм ведения наблюдение за объектом и предложите критерии оценивания и формы фиксации наблюдений… 10-12 Выводы Систематический контроль и оценивание знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.Контроль должен раскрывать индивидуальные особенности детей.Контроль повышает уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.  Литература1.Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980.2.Баймуханов Б. Б. Тематический контроль и учет знаний // Математика в школе, 1989 №5.3.Борода Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке // Математика в школе, 1988 №4.4.Вахламова А. П., Рабунский Е. С. О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках // Математика в школе, 1979 №1.5.Гужва А. Методологія критеріїв оцінювання./ Освіта України.-2000.-№44-45-С.116. Думанская Г.О. Применение компьютерных технологий в учебном процессе // Математика в школах Украины, 2009, №47. Калинина М.И. К вопросу о контроле и оценке знаний учащихся/ сб. статей “Организация контроля знаний учащихся в обучении математики”, сост. Борчугова З. Г., Батий Ю. Ю. – М: Просвещение, 1980.8. Колобова Е. В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся // Математика в школе , 1991 №3.9. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М.Н., Краевского М.Н. – М: Педагогика, 1978.10. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики. - М.: Просвещение, 2002.11. О совершенствовании методов обучения математики / Сб. статей сост. Крамор В. С. – М: Просвещение, 1978.12. Скобелев Г. Н. Контроль на уроках математики – Минск: Народна освіта, 1986.13. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки – М: Педагогика, 1976.14. С. Дж. Пейп, доктор философии, США, М. Чошанов, доктор педагогических наук, Россия.Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся / Серия «Компетентностно - ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып.2. – Самара,изд-во Профи, 2002.-92с.