Презентация к педсовету по теме Ключевые психолого-педагогические характеристики, определяющие индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с ОВЗ 
Педагог-психолог КГКОУ Школа 3 Бахарева Г.Н. Ключевые психолого-педагогические характеристики, определяющие индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с ОВЗ
Умственная отсталость, степени: легкая (IQ - 69-50), умеренная (IQ — 50- 35),  тяжелая (IQ - 34-20), глубокая (IQ<20)Сопутствующие нарушения:Эпилептический синдром  Аутизм, аутоподобный синдром, РДАДетский церебральный паралич (ДЦП)Гидроцефалия Синдром ДаунаНарушение зрения   Девиантные  формы поведения   Агрессивные формы поведения  Аутоагрессия Клиника нарушений учащихся
Контингент учащихся школы
По тяжести нарушений
Дополнительный диагноз у детей-инвалидов
* Пакеты диагностических методик под редакцией Семаго Н.Я., Семаго М.М. для организации диагностической деятельности специалистов, а также алгоритмы оценки результатов обследования детей на основе международной классификации функционирования.* Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, игре,  на уроке и в процессе психолого-педагогических воздействий.Методы диагностики:
1) специфика развития познавательных процессов:      особенности ориентировочно-исследовательской    деятельности, понимание обращенной речи и использование     речи, особенности целенаправленности деятельности и др.;2) особенности работоспособности:продуктивность ребенка в процессе занятий, истощаемость, переключаемость внимания и т.д.;3) эмоционально-поведенческие особенности ребенка:особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, адекватность поведения и пр. Параметры наблюдения:
учащихся с легкой УО:- недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация; -  ригидность мышления (плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой вид); - некритичность (дети не могут самостоятельно оценить свою работу);- запоминание умственно отсталого ребенка замедленно, требуется много повторений;- сужение объема внимания, малая устойчивость,      трудности распределения внимания, замедленная       переключаемость.    Специфика развития познавательных процессов
 учащихся с умеренной УО и ТМНР: - отставание в формировании ВПФ, носящее тотальный  характер;- отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Могут наблюдаться грубые аномалии зрения и слуха. снижение темпа переработки информации;-  снижение общего уровня активности, внимание привлекается с трудом, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. - грубые нарушения речевого развития, речь дефектна, почти лишена модуляций, имеются выраженное косноязычие, нарушения структуры многих слов и аграмматизмы. У ряда детей собственная речь остается на уровне отдельных вокализаций; - понимание речи у большинства детей ограничено привычными бытовыми ситуациями- сужение сферы интересов,  (исследовательская активность в основном направлена на поиск значимых ощущений);- объём памяти мал.Специфика развития познавательных процессов
обучающихся с легкой УО:-  недоразвитие эмоций;-  отсутствие оттенков переживаний;-  неустойчивость эмоций;-   эмоциональные реакции неадекватны источнику (патологические  эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия);-   характерна слабость собственных намерений, побуждений, большая  внушаемость-   предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий; - затруднено формирование правильных отношений со        сверстниками и взрослыми.Эмоционально-поведенческие особенности
обучающихся с умеренной УО и ТМНР:- поведение не целенаправленно, нет избирательности; -  нет устойчивых предпочтений в отношении определенных объектов, людей, событий;-  сиюминутная оценка аффективной валентности сенсорных ощущений (приятные или неприятные);-  нет последовательности действий даже при наличии внешних опор;-  эмоциональные реакции крайне недифференцированны.Эмоционально-поведенческие особенности
Гиперактивность / импульсивностьАгрессивность, вспыльчивость, конфликтность. РаздражительностьСамоагрессивное поведениеБеспокойствоПовторяющееся поведениеБеганиеОппозиционное поведениеНегативизм, демонстративностьЗаторможенность. Застреваемость.Обидчивость.ИстерикиСтрахЭмоциональная неуравновешенностьЭмоциональная отгороженностьПри любой степени УО могут наблюдаться расстройства поведения:
Детям с ТМНР свойственно:-  Двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); -  тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), -  нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); -  повышенная судорожная готовность (эписиндром); -  расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); -  аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, социального поведения). 
Вывод:Для детей с ТМНР характерна совокупность в высокой степени выраженных нарушений интеллекта, поведения, коммуникации, движения, сенсорных функций, которые  в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности индивида в обществе.
Вывод:Обычно эти дети без специальной помощи не могут включиться в образовательный процесс в школе. Препятствием для посещения школы являются тяжелые расстройства общей моторики (невозможность самостоятельного передвижения),  неконтролируемая агрессия, полевое поведение, приступы эпилепсии, недоступность к продуктивному контакту.