Из опыта работы «Система работы учителя физики по подготовке учащихся к ЕГЭ»


«Система работы учителя физики по подготовке учащихся к ЕГЭ» Учитель физики: Донскова Л.В. * Обливский р-он, Ростовская обл. Сегодня уже перестала быть пугающей аббревиатура ЕГЭ. В настоящий момент сдача Единого государственного экзамена представляет для выпускников единственную возможность продолжить образование в вузах страны. * * В связи с этим резко возрастает роль учителя в подготовке учащихся к этому во всех смыслах нелегкому испытанию. Решение этой проблемы для учителя сводится не столько к элементарному «натаскиванию» на решение задач, сколько к развитию у учащихся стремления мыслить самостоятельно, анализировать различные ситуации, принимать решения, порой нестандартные. В связи с этим перед учителем возникает непростая задача – создать условия, при которых учащийся сможет развиваться самостоятельно. В течение ряда лет учащиеся классов, в которых я работаю, выбирают сдачу ЕГЭ по физике. И это заставляет меня постоянно искать новые формы работы по подготовке ребят к экзамену. * Этапы подготовки к ЕГЭ Этап Умения и навыки учащихся Методы, приемы и средства работы с учащимися 1 Предварительный(создание психологического комфорта) Психологическая поддержка учащихся, работа с родителями - Психологическое тестирование- Тренинги- Классные часы; родительские собрания 2 Подготовительный(накопление теоретического материала) -  знание теорий, основных законов, формул- формирование межпредметных связей (с математикой и др. естественными науками), умений переноса знаний из одной предметной области в другую -  формирование математического аппарата - поурочное составление краткого справочника школьника, использование системы опорных конспектов- анализ тематических тестов по индивидуальной карте- дифференцированный подход при вы -полнении домашнего задания- самодиагностика по компьютерным тестам- работа в группах и парах при решении задач- индивидуальные консультации * Этап Умения и навыки учащихся Методы, приемы и средства работы с учащимися 3 Практический (формирование умений и навыков решения задач) -  отработка практических умений и навыков решения задач различного типа: расчетных, графических, качественных, экспериментальных-  формирование умений работы с различного вида условиями: графиком, экспериментальными данными, представленными в виде таблицы, фотоснимком экспериментальной установки -  отработка алгоритма решения задач различного типа: анализ задачи с вопроса; осмысление содержания задачи;-  работа с лабораторным оборудованием формирование экспериментальных умений и навыков 4 Углубленный (отработка умений и навыков решения комбинированных задач и применение знаний в измененной ситуации) формирование умений и отработка навыков решения типовых задач ЕГЭ: - поэлементный анализ условия задачи (разбивка условия на вспомогательные подзадачи)-  установление связи между элементами задачи-  составление общего решения (соединение элементов в единое решение)-  отработка навыков решения комбинированных задач, задач исследовательского характера-  формирование таких мыслительных операций, как: логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать знания разных разделов физики, проводить аналогии -  индивидуальный подход-  алгоритмизация решения задач разных типов-  выделение общих подходов при решении (от простого к сложному) * Для планомерной работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации учителю необходимо: 1.Составить перспективный план работы по подготовке к ЕГЭ с учащимися, родителями. Важно: - корректировка тематического поурочного планирования; включение уроков по повторению тем, пройденных на более ранних ступенях обучения; проведение для учащихся консультаций, комментарий по заданиям повышенной сложности блоков «А», «В», «С»; ознакомление учащихся с критериями оценки работы по каждому блоку и в целом; неукоснительное следование критериям оценки ЕГЭ при проверке работ учеников.2.Оборудовать информационный стенд «Единый государственный экзамен» в учебном кабинете.3.Проводить тестирование в форме ЕГЭ на уроках, анализировать результаты и корректировать дальнейшую деятельность. Важно: сформировать у учащихся навыки сдачи экзаменов в тестовой формевыявить наиболее уязвимые места в структуре и объеме знаний,систематизировать и углубить знания учащихся по предмету, предупредить регулярно встречающиеся ошибки. Помним: при ответе на вопрос уровня «А» ученик затрачивает 1-1,5 минуты, при ответе на вопрос уровня «В» ученик затрачивает 2-3 минуты.4.Повышать мотивацию учащихся для успешной сдачи ЕГЭ совместно с психологами, классным руководителем и родителями. * Для каждой из тем я выделяю следующие этапы: повторение теоретического материала, физический диктант по формулам и терминам, тренировка в выполнении тестовых заданий; самостоятельное выполнение теста из заданий с выбором ответа по каждой из выделенных подтем; решение типовых задач; тренировочная контрольная работа по решению задач и оформление ответов с учетом требований ЕГЭ; обобщающее повторение всей темы с разбором основных ошибок; самостоятельное выполнение тренировочного тематического теста в формате ЕГЭ. * В начале изучения каждой из тем в 10-11-м классах необходимо четко выявлять степень усвоение тех опорных знаний по данной теме, которые должны были быть усвоены в основной школе. Оптимальным для этого является проведение стартового контроля, по результатам которого в каждом конкретном классе корректируется план изучения темы и ликвидируются, если это необходимо, проблемы, связанные с материалом курса физики основной школы. * Родительское собрание * * Для подготовки к ЕГЭ рекомендую книги : Грибов, Демидова, Нурминский: ЕГЭ-2013. Физика. Тематические и типовые экзаменационные варианты. 32 варианта Демидова, Нурминский: ЕГЭ-2010. Физика: Сборник экзаменационных заданий По каждой теме предложены рекомендации и комментарии разработчиков заданий ЕГЭ, ко всем заданиям приведены ответы и критерии оценивания. * Сайты с онлайн – тестами: http://phys.reshuege.ru/ * http://fipi.ru/view/sections/154/docs/ * http://www.ctege.org/ * http://www.ege.edu.ru/ * Анализируя результаты ЕГЭ 2013, я поставила перед собой цель: повысить качество знаний учащихся по физике, используя для этого все доступные средства и методы. Самое главное условие успеха на экзамене по физике (причем в любой его форме) – это овладение основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике. Это значит, что процесс изучения физики не следует подменять процессом подготовки к ЕГЭ и ГИА. * «Знания и только знания делают человека свободным и великим» Писарев Д. И. *