Презентация Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития в рамках реализации ФГОС НОО


«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития в рамках реализации ФГОС НОО» Федеральные государственныеобразовательные стандартыФГОС Цель образования:– общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Системно -деятельностный подход –это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Современные дети -резко возросла информированность детей;-относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;- ограниченность общения со сверстниками. Как обучать в новых условиях? Как удержать интерес современного ученика?Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Классный коллективМОЩНОЕ АКТИВНОЕПОЛЕ (ОДАРЕННЫЕДЕТИ)ПОЗИТИВНОЕ ПОЛЕ (СРЕДНИЕ ДЕТИ)НЕЙТРАЛЬНОЕ ИЛИ ИНЕРТНОЕПОЛЕ (СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ) Виды неуспеваемости «ХОЧЕТ, НО НЕ МОЖЕТ» «МОЖЕТ, НО НЕ ХОЧЕТ»«НЕ ХОЧЕТ И НЕ МОЖЕТ» Почему дети не хотят учиться??????«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ ИПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»(В.А.Сухомлинский) Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.(Со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация учения). Мотивация основывается на мотивах.Мотив – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Виды мотивов:социальные: Связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности (долг, ответственность, понимание значимости учения; стремление через учение утвердить свой статус, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд). - познавательные: Это побудители, непосредственно связанные так или иначе ссодержанием учебной деятельности. Ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов; ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов, на приобретение дополнительных знаний. Классификация мотивов:Две тенденциик достижениюуспехак избеганиюнеудачи- постановка перед собойпозитивных целей;- активный поиск средств,- свои победы и неудачи склонныобъяснять объёмом своихусилий, своим старанием.- не уверены в себе; боятся критики,- с работой, где возможна неудача, уних связаны только отрицательныеэмоции.- Мотивация связана с низкойсамооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха. В мотивации учения важнуюроль играют:содержаниеучебногоматериалаорганизацияучебнойдеятельности:формы, методы,приемы Методы мотивации{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1.Эмоциональные методымотивации• поощрение• порицание• учебно-познавательная игра• создание ситуации успеха• cтимулирующее оценивание• свободный выбор задания• удовлетворение желания бытьзамеченным3. Познавательные методымотивации• опора на жизненный опыт• познавательный интерес• создание проблемной ситуации• побуждение к поиску• выполнение творческих заданий• «мозговая атака»2.Социальные методы мотивации• развитие желания быть полезным• побуждение подражать лучшим• создание ситуации взаимопомощи• поиск контактов и сотрудничества• заинтересованность в результатахВыполненной работы• взаимопроверка• взаимооценка4. Волевые методы мотивации• информирование об обязательныхрезультатах обучения• формирование ответственногоотношения к учёбе• предъявление учебных требований• познавательные затруднения• самооценка деятельности и коррекциярефлексия поведения Доминирующие мотивы деятельностиНа этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к учащимся, доверия, а также включение учащихся в познавательную деятельность.На этапах подготовки к активной учебно-педагогической деятельности, на этапе усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащихся, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Учитель сохраняет атмосферу доброжелательности, эмоционально излагает материал и раскрывает значимость новых знаний.На этапах первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотив доверия, умение дать вовремя совет и оказать помощь ученику.На этапе обобщения и систематизации знаний - атмосфера творчества, сотрудничества, доверия при включении учащихся в активную познавательную деятельность.На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивыпомощи учителя в виде советов. Основы учебной мотивации:Ощущение успешностиОщущение свободывыбораОщущение самостоятельности процесса поиска знаний Каковы причины спада учебной мотивации?2. Какие способы ликвидации причин вы можете предложить? Причины спада школьной мотивации Переизбыток медийной информации Возрастные особенности Умственное развитие ученика Пропаганда легкого образа жизни Чрезмерные нагрузки Завышенные требования Негативное отношение ученика к учителю Негативное отношение учителя к ученику Стиль воспитания в семье Отсутствие личной значимости предмета Низкая продуктивность учебной деятельности Непонимание цели учения Страх перед школой Причины, связанные с деятельностью учителя:• учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержаниюлюбознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню развитияи уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многомих повторяет);• приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждениюактивности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке,вопросы, рассчитанные только на запоминание);• выбранные педагогом средства побуждения не формируют положительноеотношение к учению.•учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающегосяобучения;• преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала,закрепление, задание на дом);• универсальной формой изложения нового материала является его изложение в«готовом виде»;•изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходитпоэтому при сниженной работоспособности учеников;• как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске.• требования, предъявляемые учителем к ученикам не всегда понятны, стабильны,соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическимособенностям учащихся. Условия способствующие развитию познавательного интереса1. Процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний,задачи проблемного характера2. Необходимо понимание нужности, важности,целесообразности изучения предмета в целом и отдельных егоразделов3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранеезнаниями, тем он интереснее для учащихся4. Обучение должно быть трудным, но посильным5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, теминтереснее ему работать6. Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося.Сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем –недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза“было бы лучше, если…” 7. Создание проблемной ситуации.8. Привлечение учащихся к оценочной деятельности.9. Необычная форма обучения. Урок- игра, урок-путешествие, ролевая игра, защита проектов, разнообразные коллективные способыобучения .10. Привлекательная цель.11. Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов иявлений под необычным углом зрения.12. Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение кличному опыту ученика.13. Позитивная психологическая атмосфера урока14. Необходима дифференциация обучения15. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Выводы: Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности. Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Проект решения педсовета1. В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения качестваобучения.2. Изучить и внедрить в практику работы современные педагогические технологии, направленные на формирование мотивационной сферы учащегося.3. Продолжить мониторинговые исследования по определению уровня мотивации учения учащихся.4. Классным руководителям, учителям предметникам учитывать в работе результаты диагностик учебной мотивации учащихся.5. Изучить опыт классных руководителей, учителей- предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме.