ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС НОО


ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС НООМОБУ «СОШ с. Ракитное»Учитель начальных классов: Горбачева А. А. Что такое самооценка?..Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Функции самооценки. обучающая функция - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему; стимулирующая функция - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков; мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе; воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки;аналитическая функция - связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале.  Уровни самооценки.1-й уровень - наиболее высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах..2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах. В младшем школьном возрасте самооценка становится более адекватной.В первом классе самооценка, как правило, является адекватно завышенной. Во втором классе наблюдается тенденция к переоценке себя и самооценка снижается.В третьем -четвёртом - у большинства детей проявляется либо адекватная, либо заниженная самооценка, а число учащихся с завышенной и неустойчивой самооценкой уменьшается. Методики для изучения самооценкиМетодика «Цветовые сигналы»Цель: развитие у учащихся умений осуществлять контроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая свою работу с образцом по заданной инструкции. Эту методику можно использовать при оценке письменной работы. После выполнения самостоятельной работы, учитель даёт задание ученикам проверить и оценить свою работу: «Рядом с заданием нарисуйте кружок зелёного цвета, если считаете, что задание выполнено верно и при выполнении работы вы не испытывали затруднений; кружок жёлтого цвета, если допущены 1–2 ошибки; кружкрасного цвета, если вы испытывали затруднения, и вам нужна помощь». Далее идёт взаимооценка. Учитель даёт задание проверить и оценить работу товарища. Работа проверяется и оценивается по тем же критериям. Рядом со своим кружком проверяющий указывает инициалы. Например: П.К. (Попова Ксюша). После взаимооценки учащиеся сравнивают свою работу с образцом (эталоном), а учитель подводит итог: «Поднимите руку те ребята, кто выполнил задание верно, не испытывая затруднений (учитель фиксирует для себя результаты), а теперь те, кто при выполнении допустил 1–2 ошибки». В поле зрения учителя остаются дети, которые испытывали затруднения при выполнении задания. Методика «Волшебная линеечка»Цель: развитие у учащихся умения осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку по однозначному критерию. Эта методика эффективно применяется на самом первом этапе формирования котрольнооценочной самостоятельности, т.е. в 1–2м классах.Дети учатся оценивать себя и работутоварища по какомуто одному критерию. Критерии: 1) правильно –неправильно; 2) легко – трудно; 3) интересно – неинтересно.После предложенного учителем задания (определения количества гласных, согласных звуков в слове и т. д.), детям предлагается оценить его выполнение по заданным критериям или предложенными самими учащимися. «На самом верху «линеечки» крестик может поставить тот ученик, который выполнил задание правильно, а внизу – кто выполнил задание неправильно». Таким образом, выполнив задание, ребёнок ставит «крестик» и начальную букву критерия на условной шкале в соответствии с тем, какое место занимает его результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Учитель тоже ставит свой «крестик» на линеечке, пастой другого цвета. Очень важно чтобы оценки ученика и учителя совпадали. Методика «Оцениваниепо заданной инструкции.Цель: развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая работу с образцом по заданной инструкции. После самостоятельного выполнения задания детям предлагается проверить и оценить свою работу и работу товарища, используя ранее известные методики оценивания (цветовые сигналы, знаковые символы и т. д.) .При подведении итога данной работы учащиеся сравнивают свою работу с образцом по инструкции учителя. Пример: инструкция «Число-контролёр». Детям выдаются карточки:2 + 2 = 3 + 4 = 7 – 5 =10 – 8 = 9 – 4 = 8 – 6 =Далее учитель даёт инструкцию по проверке правильности решения примеров: «Обведите кружочком получившиеся ответы, найдите сумму этих чисел. Если задание выполнено правильно, получился ответ – 22». Методика «Радуга»Цель: развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.Учащимся выдаётся карточка - круг, разделённый на такое количество частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно, дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зелёным цветом, три и более ошибки – жёлтым цветом. Эта методика эффективно используется на обобщающих уроках. Методика «Мы – вместе»Цель: развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом по заданной инструкции, формирование положительной мотивации учения.Перед уроком детям выдаётся карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2й строке – самооценка учеником выполненного задания, в 3й – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль. Ребёнок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ задания147Оценка ученикаОценка учителяИтого