Опыт работы по программе духовно-нравственного воспитания в начальной школе: раздел система духовно-нравственного воспитания через учебные предметы


Система духовно-нравственного образования в лицееhttp://aida.ucoz.ru Преемственность курсов1994-20092006-20172009-2017кружокфакультатив в рамках 6-го развивающего дняучебный предметучебный предметвнеурочная деятельность по программе А.В.Камкина «Воспитание на социокультурном опыте»комплексный учебный курсОПКИСТОКИОРКиСЭ Концепция духовно-нравственного развития и воспитания{5FD0F851-EC5A-4D38-B0AD-8093EC10F338}Курс «Истоки»ФГОС НООСтратегическая задачаПреобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт ОтечестваНовая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского обществаСовременный национальный воспитательный идеалСоздание необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства, привносит в образование духовно-нравственное развитие на основе отечественных традицийВысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Концепция духовно-нравственного развития и воспитания{5FD0F851-EC5A-4D38-B0AD-8093EC10F338}Курс «Истоки»ФГОС НООСодержание духовно-нравственного развития и воспитания личностиСердцевину содержания программы составляют универсалии культуры, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Структурными компонентами программы являются блоки занятий:Мир друзейМир красоты человека Мир семьи Здоровый дух – здоровое телоПрирода глазами детейМир Отечества Духовно-нравственное развитие гражданина России осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:Семейной жизниКультурно-регионального сообществаКультуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религииРоссийской гражданской нацииМирового сообществаБазовые национальные ценностиПатриотизмСоциальная солидарностьГражданственность СемьяТруд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество Виды деятельностиЦелостное пространство духовно-нравственного развития и воспитания лицеистов.Уклад школьной жизни.Базовые национальные ценностиурочнаявнеурочнаявнешкольная Организация пространства духовно-нравственного развитиясоциальное партнерство: семья;общественные организации;учреждения дополнительного образования;СМИ;традиционные российские религиозные конфессииЛИЦЕЙ Условия организации пространства.Системный проект.Социокультурный подход в образованииВведение учебного предмета «Истоки»Реализация программы «Воспитание на социокультурном опыте»Развитие личности ребенкаУкрепление семьиРазвитие системы духовно-нравственных ценностейВнедрение педагогических технологий, устраняющих разрыв между образованием и воспитаниемОбновление содержания современного образованияИспользование системы новых категорий и понятий духовно-нравственного и социокультурного характераАктивное взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания Принципы организации духовно-нравственного образованияИнтегративность программ духовно-нравственного воспитанияБазовые ценности не локализованы: в содержании отдельного учебного предмета в отдельной форме или виде образовательной деятельностиПронизывают : все учебное содержаниеуклад школьной жизнидеятельность лицеиста как человека, личности, гражданина Ожидаемые результатыФормирование УУД на основе социокультурных технологий Опыт работы лицея по реализации духовно-нравственного образования2010 – разработка программы духовно-нравственного воспитания «Я расту»2006-2007 – разработка и внедрение системы интеграции ОПК с учебнымипредметами: литературное чтение, технология, «Живое слово», литература2005 – Создание авторской программы и методического пособия «Православная культура. Интегрированный курс для 1 класса»2004-2005 – участие в рабочей группе по разработке содержания учебных предметов регионального компонента2003 – разработка программы духовно-нравственного воспитания «Семь цветов радуги»2010 – тьюторская работа по внедрению комплексного учебного курса ОРКиСЭМетодическая работа педагогов Опыт работы лицея по реализации духовно-нравственного образования2010 –программа духовно-нравственного воспитания «Я расту», участник региональноготапа конкурса «За нравственный подвиг учителя»2009 – издательский проект: Классный Календарь «День моей жизни», победитель регионального и участник Всероссийского этапов конкурса «За нравственный подвиг учителя»2008 – программа гражданско-патриотическоговоспитания «Я – гражданин», победитель регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя»Ежегодное участие в конкурсе творческих работ учащихся «Вечное слово»: победители (2006), призеры (2007-2009)Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по ОПК: победитель (2009) и призеры (2010, 2011) регионального этапаКонкурсная работа педагогов и учащихся Опыт работы лицея по реализации духовно-нравственного образования2007 – Международная научно-практическая конференция «Интеграция высшей и средней школы. Создание образовательной среды», РГУ им.И.Канта, «Формирование духовно-нравственных основ семейного воспитания в лицее»2005 - областная педагогическая конференция«Основные направления модернизации системы образования Калининградской области на период до 2010г.», РГУ им.И.Канта, «Развитие системы духовно-нравственного образования и воспитания в лицее»2003 – научно-практическая конференция, РГУ им.И.Канта, публикация в сборнике КОИПК и ПРО «Формирование духовно-нравственного здоровья учащихся лицея»2009, 2010 - Рождественские педагогические чтения, «Воспитание на социокультурном компоненте)2010 – Балтийский образовательный форум, «Опыт внедрения комплексного учебного курса ОРКиСЭ»Презентация опыта работы