Интеграция общего и дополнительного образования по нравственно-духовному воспитанию в контексте модернизации российского образования
Интеграция общего и дополнительного образования по нравственно-духовному воспитанию в контексте модернизации российского образования Интеграция – это процесс объединения усилий различных педагогов в единое целое для достижения поставленной цели.Цель: создание социально-адаптированной личности и воспитание человека новой формации.Задача: развить интерес у детей к пониманию национальной культуры и искусства как неотъемлемой части современного общества и человека, что является одним из постулатов патриотического воспитания детей и молодёжи. Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала вКонцепции модернизации российского образования . Модернизация образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ (далее - ОУ) и учреждений дополнительного образования детей (далее - УДОД) в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:обогатить содержание и формы учебной деятельности,сблизить процессы воспитания, обучения и развития,предоставить выбор индивидуального маршрута, создать условия для достижения обучающимися успеха,решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Интеграция общего и дополнительного образования реализуется через:использование часов базисного учебного плана, часов кружковой работы и часов УДОД; проведение на базе школы занятий различной направленности преподавателями-совместителями УДОД; проведение педагогами школы, преподавателями УДОД занятий спортивно-оздоровительной направленности; создание базы интегрированных образовательных программ и программ дополнительного образования. Единая образовательная школьная среда Функции учреждений дополнительного образования:создание эффективной образовательной среды,расширение возможностей базового образования,усиление вариативной составляющей общего образования,помощь в профессиональном самоопределении обучающихся,расширение предметных областей и форм организации образовательной деятельности и т.д. Интеграции общего и дополнительного образования детей - это взаимодействие Дома детского творчества с:МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов»МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа »МБОУ ДОД «Станция юных техников»МБОУ ДОД «Дом детского творчества»МБОУ ДОД «Великомихайловская ДШИ»Православный центр духовно-нравственного воспитания Параскавеи Пятницы г. Новый ОсколМУ «Центр патриотического воспитания «Гранит» Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение в развитии детской одаренности.Формы работы: участие в творческих конкурсах, олимпиадах; обучение исследовательской деятельности,формирование навыков самостоятельной работы,развитие творческих способностей. Еще одним основанием для интеграции общего и дополнительного образования является предстоящий переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), которое предполагает взаимодействие в рамках учебного процесса во внеурочной деятельности. Образовательная область Направленность интеграции Естественнонаучная Подготовка к ЕГЭ, олимпиадам, научно-исследовательская деятельность Физическая культура Формирование здорового образа жизни, туризм История, обществознание Школьные музеи, жизнь в обществе, история родного края, социальные проекты Технология Декоративно-прикладное творчество, благоустройство территории Искусство Мировая художественная культура, православная культура, изобразительное искусство принципы:Согласованность, комплексность, долгосрочность, разноуровневость. проблемы:Отсутствует практика обобщения и распространения передового педагогического опыта работы учреждений, педагогов по теме интеграции общего и дополнительного образования.Проблема вовлечения обучающихся в проектную и общественно-значимую деятельность.Сложно решаются вопросы мотивационных механизмов стимулирования труда педагогов, работающих в условиях интеграционного процесса.Требует совершенствования система организации и управления этим процессом. Результаты интеграции для обучающихся:Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности.Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения.Расширяет тематику изучаемого материала.Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием.Увеличивает спектр учебных предметов.Повышает роль самостоятельной работы.Реализует лучшие личностные качества. Результаты интеграции для образовательного учреждения:Адекватность современным требованиям образования и воспитания.Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем.Широкий выбор деятельности;Появление новых перспектив развития.Получение качественного педагогического результата. Интегрированный подход к урочной и внеурочной деятельности, как условие формирования духовно-нравственных качеств учащихся предполагает огромный труд: это интегрированные уроки, это работа над сценарием и подборка поэтического ряда, работа над музыкальным оформлением при подготовке мероприятий. Это творческие работы, проекты, презентации учащихся, рисунки и плакаты. Опыт показывает, что вводить ребенка в область духовно-нравственных знаний нужно постепенно, а главное, чтобы формы и методы проведения уроков и занятий были интересными, эмоциональными, понятными. Мы стараемся научить детей через знакомые для них образы окружающего мира увидеть доброе и красивое. А затем увлечь детей красотой народных традиций и праздников. Важно, чтобы ребенок понял, что народная культура – это культура наших предков, которая живет с нами всю нашу жизнь! Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания. Нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Этому в полной мере отвечают занятия не только на уроках изобразительного искусства, литературы, истории, музыки, но и работа, тесно связанная с данными предметами, во внеурочное время. Интегративный подход к урочной и внеурочной деятельности можно назвать системой, которая помогает создать условия для формирования духовно-нравственных качеств учащихся. Из опыта работы следует, что интегративный подход к урочной и внеурочной деятельности как условие формирования духовно-нравственных качеств учащихся дает положительные результаты. Работа по данной системе не только создает педагогические условия для формирования у детей духовно-нравственных качеств, но и способствует воспитанию у подрастающего поколения патриотизма, чувства гордости за свое Отечество, повышается творческая активность детей. Интеграция общего и дополнительного образования расширяет спектр образовательных услуг, придает системе работы с детьми новый качественный уровень, позволяет детям выбирать свой индивидуальный маршрут обучения, воспитания и творческого развития.