Презентация на тему ОБЩЕНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «СЕМИЦВЕТИК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»ОБЩЕНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ Выполнила:Злотникова Елена Анатольевна Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности (А.А. Бодалёв) Общение включает в себя:- коммуникацию (обмен информацией);- интеракцию (обмен действиями);- социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) Классификации сторон общенияВ обобщённых классификациях выделяют три стороны общения:коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами;интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями);перцептивная (межличностная перцепция): процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания По характеру общение разделяют на:продуктивное (творческое);непродуктивное (формальное)По направленности:- гуманистическое;- манипулятивноеПо формам проявления:- непосредственное и опосредованное;формальное и неформальноеПо степени искренности:открытое;закрытоеПо сферам деятельности:деловое;семейное;спортивное Функции общения Функции по целям общения:контактная - установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи;информационная - приём и передача сообщений в ответ на запрос;побудительная - целевая стимуляция активности;координационная - взаимная координация и согласованность в совместной деятельности;функция понимания - адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом;эмотивная - обмен эмоциями;функция установления отношений - фиксация своего места в социуме;функция оказания влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера Виды общенияВ соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:материальное общение - обмен предметами или продуктами деятельности;когнитивное общение - обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения;кондиционное, или эмоциональное общение - обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга - пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения;мотивационное общение - обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение);деятельностное общение - обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;светское общение - его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение;формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;деловое общение - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;межличностное общение (интимно-личностное) - раскрываются глубинные структуры личности;манипулятивное общение - направлено на получение выгоды от собеседника Средства общения1. Вербальные (речевые)2. Паравербальные:- фонационные - темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;- кинетические - жесты, поза, мимика говорящего;- графические - особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв и другие.3. Невербальные без помощи речевых и языковых средств –мимика, жестикуляция, язык тела, проксемика Составные элементы общения:- сообщение;- разговор;- раппорт;- точка зрения;- комплименты;- интересы;- языковая личность ОБЩЕНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯОбщение - сложный процесс взаимодействия между людьми, обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.  Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.  Виды взаимодействияВсе виды разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт):1) кооперация - сотрудничество индивидов для решения общей задачи; 2) конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами) Каждый акт общения представляет собой набор следующих элементов:- деятель;другой человек - тот, на кого направлено действие;ответная реакция другого на действия деятеля;мотивация деятеля, состоящая в стремлении реализовать свои установки или удовлетворить свои потребности;система ориентации и ожиданий деятеля в отношении другого человека;нормы, по которым организуется взаимодействие;ценности, которые принимает каждый участник;ситуация, в которой совершается действие Виды взаимодействий Общение как деятельностьОбщение наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование окружающего мира, является одной из основных форм социальной активности человека. В общении люди делают достоянием друг друга то, что чем сами они обладают. В результате общения знания, умения, и навыки одного человека становятся общими для многих людей Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общенияКоммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение. Действие общения - это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действияЗадачи общения - это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой Спасибо за внимание!