Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность
НРАВСВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.Система и последовательность работы музыкальных руководителей состоит из следующих тем в разных аспектах:
«ПРИРОДА И МУЗЫКА»МОЯ СЕМЬЯ И Я САМ»«ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ»«РУССКАЯ МУЗЫКА И МУЗЫКА ДРУГИХ НАРОДОВ»«КАК РОЖДАЕТСЯ МУЗЫКА И КАКОЙ ОНА БЫВАЕТ»
«Природа и музыка»Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма.На музыкальных на занятиях в разделе «Слушание музыки» дети слушают инструментальную музыку, которая характеризует образы природы.В разделе «Музыкально-ритмические движения» дети с удовольствием передают эти образы.
«Моя семья и я сам»При ознакомлении с музыкальным репертуаром, в разделе «Пение», мы обращаем внимание детей на характер музыкального образа и учим соотносить его с действительностью. В дальнейшем дети сами учатся правильно подбирать песенную интонацию.
«Воспитываем патриотов»Эта тема очень любима детьми. На музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках родины. Дети поют песни, выполняют торжественные перестроения, играют в военные игры. Песни этой тематики легко и надолго запоминаются ребятами. Содержание музыкальных произведений созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми.
«Русская музыка»Все народные песни, а т. ж. народные мелодии мы используем во всех разделах музыкально-образовательной деятельности. Народная музыка легка и мелодична, поэтому быстро усваивается детьми: хороводы, пляски, песни, инсценировки сказок. Потешки и прибаутки способствуют развитию певческих навыков у малышей, а в старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевок. Русские песни доступны для исполнения на детских музыкальных инструментах. Познакомившись с русской народной музыкой и полюбив её, дети в дальнейшем могут отличить её от музыки других народов и стран.
«Как рождается музыка и какой она бывает»Знакомясь с образцами народной, классической и современной музыки, как вокальной так и инструментальной, дети приобретают запас музыкальных интонаций, расширяют слуховые представления о разнообразных жанрах музыки. Это способствует воспитанию нравственных чувств, направленных на переживание своего отношения к мировой культуре, культуре своей Родины, к культуре самого себя.
Большую роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду.Через музыкальные праздники мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, к своему посёлку, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
В праздниках в детском саду отражаются разные темы:Каждый временной цикл заканчиваем тематическим праздником или развлечением – воспитание любви к природе («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»).Воспитание любви к матери и уважения к старшим («День матери», «День пожилого человека», «Женский день – 8 марта»)
Воспитание чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов («День защитника Отечества», «День Победы»)Воспитание любви к детскому саду («День дошкольного работника, «До свиданья, детский сад»)Воспитание любви к родному дому, родной улице, к своему посёлку («Россия – Родина моя»)Воспитание уважения к культурно-историческому наследию русского народа (Фольклорные праздники: осенние капустники, рождественские колядки, весенние заклички, пасхальные игры, праздник берёзки).