Презентация по русскому языку и литературе на тему Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации ФГОС ООО
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации ФГОС ООО
Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. Л.Н.Толстой
Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения?планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты;универсальные учебные действия (программы формирования УУД);системно-деятельностный подход
Что необходимо нашим школьникам для успеха?• Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи• Уметь работать в команде и обладать навыками общения• Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них• Эффективно использовать знания реальной жизни• Компьютерная грамотность
«Исследовательская работа в группах», «Исследовательская работа с текстом», «Мастерская творческого письма»
Русский язык:Письмо; Алфавит; Лексика: однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, неологизмы, словари.Фразеологизмы;Этимология словТемы уроков, благоприятные для занятий проектно-исследовательской деятельностью:
Литература:Книга-твой друг;Загадки;Пословицы и поговорки; Сказки;Басни; Поэзия о родной природе; Творчество писателей и поэтов
- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.На уроке
Домашнее заданиеМини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме,приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др.
Примеры практических проектных работ:Мини-проекты «Литературное творчество»
Мини-проект «Скоро сказка сказывается»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы работы над проектомТребования к учебному проекту1ПодготовительныйВыбор темы проекта, исследования. Тема (что мы будем делать?)Проблема обозначенная перед проектной группой – попробовать себя в роли сказочника, смогу ли я сочинить, создать свою сказку.«Мозговой штурм»:Цели (для чего мы это будем делать?); Задачи проекта (как мы это будем делать?); Проектный продукт (что должно получиться в результате?)Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}2Планирование работы:Распределение ролей в волшебной сказке (герой, героиня, вредитель, отправитель, дарители, помощники);2. Продумывание композиции волшебной сказки (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка сказки);3. Работа над языком сказки (особые сказочные формулы, присказка, концовка, мостики от одного эпизода к другому, повторы, сказочные эпитеты, сравнения, гиперболы)Планирование действий по разрешению проблемы: определение вида продукта и формы презентации. Перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
Лист планирования {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}п/пСодержание работыСрок выполненияМесто и время проведения совместных обсужденийОтветственный
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3Исследовательская работа учащихся – поиск информации. Собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага.Работа над выявлением художественных особенностей волшебной сказки проходит в классе – это выполнение заданий в рабочей тетрадиОтличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}4Создание продукта – книги (сказки)Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходомпроекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}5Представление подготовленного продукта заказчику – презентация своего продукта в форме «Путешествие в мире сказок». Каждый участник проекта представил общественности свою сказку.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Готовый продукт - книга
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}6Анализ результатов. Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой? Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили? Что было самым трудным в работе над проектом? Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта? Что нуждается в доработке? Чего вы до сих пор не понимаете? В чем вы стали более уверенны? Что было наиболее значительным, из того что вы узнали? Проект должен быть обязательно оценен и осмыслен. Необходимо сделать выводы и спланировать дальнейшую деятельность. Дается оценка действиям в группе
Проект - это «пять П»:Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.
Шестое «П» проекта - Портфолио{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№НазваниеОбласть знанийКоличество страницРезультатДатаПодпись 1«Скоро сказка сказывается…» литература 5 книга 10.10.2016 Творческие работы, рефераты, проекты:
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1Название проектаПредмет2Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины 3Тип проекта Цель проекта 5Задачи проекта 6Руководитель и консультанты проекта 7Возраст участников проекта 8Состав проектной группы (имена и фамилии участников) 9Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение). 10Предполагаемые продукты проекта 11Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные) 12Необходимое оборудование и ресурсы. Паспорт проекта
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1При подготовке проекта я использовал 1–2 источника информации, в основном учебник и Интернет. Источники мне указал учительда/нетПри подготовке проекта я использовал 2–3 источника информации. Источники мне указал учитель, некоторые я нашел самда/нет2Не могу самостоятельно сформулировать проблему проекта, мне помогает учительда/нетЯ сам могу правильно сформулировать и описать проблему проектада/нет3Не могу самостоятельно сформулировать гипотезу проекта, мне помогает учительда/нетЯ сам могу правильно сформулировать и описать гипотезу проектада/нет4У меня не получилось сформулировать цель моей работы и самостоятельно составить план деятельности по проектуда/нетЯ сам могу правильно сформулировать цель моей работы. Я сам составил план деятельности по проекту, но учитель мне его корректировал да/нет5 Не могу самостоятельно определить актуальность выбранной темыда/нетМогу самостоятельно определить актуальность выбранной темыда/нет6Затрудняюсь объяснить, чем проектная работа важна для меня, моих одноклассниковда/нетПонимаю и могу объяснить важность проектной работы для меня, моих одноклассниковда/нет7Ход работы над проектом помню фрагментарно, выводы по итогам работы мне помогал делать учительда/нетМогу подробно описать весь ход работы над проектом, самостоятельно делал выводы в ходе работыда/нет8 Тему проекта мне предложил учитель, тема меня заинтересовала, но не сильнода/нетТема проекта меня очень заинтересовала, я очень серьезно подошел к работе над темой, читал много дополнительной литературыда/нет9Могу описать проектный продуктда/нетМогу указать, как будет использоваться проектный продуктда/нет10Мне не удалось полностью выполнить цели проектада/нетЯ полностью выполнил все цели проектада/нет11На защите проекта я не использовал средства наглядности (макет, стенд, презентацию)да/нетНа защите проекта я использовал средства наглядности (макет, стенд, презентацию), которые готовил самостоятельнода/нет12Испытываю затруднения в правильном оформлении проектной работы, мне помогал учительда/нетЯ сам могу правильно оформлять проектную работуда/нет13У меня не совсем получилась защита проекта. Выступление мне помогал составлять учитель/родителида/нетВыступление для защиты проекта я готовил в большей мере самостоятельно, выступил хорошода/нет14Мое выступление заняло более 7 минутда/нетМое выступление заняло менее 7 минутда/нет15Мне не удалось заинтересовать аудиторию своим выступлениемда/нетМне удалось заинтересовать аудиторию своим выступлениемда/нет16Боюсь вопросов жюри и зала. Не готов на них отвечатьда/нетНе боюсь вопросов жюри и зала. Готов на них отвечатьда/нетБланк самооценки проектной деятельности обучающегося (Ф.И., класс)Оцените свои умения, выбрав один из вариантов ответа на каждый вопрос (выберите ОДИН вариант ответа в строке):
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)В команде нет лидеров. Все члены команды равны.Команды не соревнуются.Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
При использовании метода проекта ученик…• Определяет цель деятельности • Открывает новые знания • Экспериментирует • Выбирает пути решения • Активен • Субъект обучения • Несёт ответственность за свою деятельность
Учитель… • Помогает определять … •Рекомендует источники информации •Раскрывает возможные формы работы •Содействует прогнозированию результатов •Создаёт условия для активности школьника •Партнёр ученика •Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Цель любого проекта – формирование универсальных учебных действийЛичностные УУД Регулятивные УУД:целеполагание;планирование;прогнозированиеконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.