Презентация по математике на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС
Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО Учитель математики первой категории МБОУ «Крупецкая СОШ» Водопьянова Г.В.
Хоть выйди ты не в белый свет,А в поле за околицей, —Пока идешь за кем-то вслед,Дорога не запомнится.Зато, куда б ты ни попалИ по какой распутице,Дорога та, что сам искал,Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)
Проектно - исследовательский метод – не есть открытие наших дней. Возник он в начале прошлого века и применяется не только в школьном образовании, однако за последние несколько лет многое изменилось – Россия встала на новую ступень развития, потребовались кардинальные перемены во многих областях деятельности, в том числе и в образовании. Проектная деятельность широко распространена в системах образования разных стран. Причина этого заключается в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают сведения о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач.
С 2013-14 учебного года в школах началось введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) на ступени основного общего образования, где главными задачами школы являются духовно – нравственное развитие ребенка, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий. В основе развития универсальных учебных действий лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности. Среди технологий, методов и приемов развития УУД особое место занимает учебно-исследовательская и проектная деятельность.
Реализация метода проектов, методики сотрудничества, довольно перспективна при изучении математики. Участие в проектно – исследовательской деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, которое необходимо для многих современных сфер: экономики, политики, бизнеса, искусства и спорта. Работа над проектом стимулирует творчество детей, побуждает их к самостоятельному поиску – все это делает применение данного метода особенно привлекательным для многих учителей. В умелых руках различные виды школьной деятельности действительно можно выполнять как проект. Но надо помнить, что выполнение проекта предполагает наличие у учащегося определенных первоначальных знаний, умений и навыков, иначе такую работу поручать нельзя.
Что же такое проект в современном понимании?Проект – практико - ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. Это современная инновационная технология, реализующая системно – деятельностный подход в рамках реализации ФГОС, его основных признаков, этапов, развитие универсальных учебных действий (УУД) и критериев оценивания этапов. Он позволяет развивать специфические умения: распознавать проблему, формулировать цель работы, планировать необходимые действия, реализовывать намеченный план, находить и привлекать нужные ресурсы, оценивать и показывать результаты. Проектная деятельность школьников – это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представляется в виде проекта.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Главные цели введения метода проектов на уроках математики: показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт; реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам; продемонстрировать уровень обученности математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения; подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий: Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки. Проект – самостоятельная творческая работа учащегося или группы учащихся от идеи до её воплощения с помощью консультаций учителя.
По продолжительности подготовки проект может быть:- краткосрочный;-средней продолжительности;-долгосрочный.По количеству участников:-индивидуальный;- работа в парах4-групповой (4-6 человек).По методу:-творческий;-исследовательский;-информационный (ознакомительно- ориентированный) -практико-ориентированный.
Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организовывая работу над проектом нужно соблюдать этапы проектной деятельности.В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:
{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}ЭтапДеятельность учителяДеятельность учащихся1- погружение в проблемуФормулирует:- проблему проекта;- сюжетную ситуацию;- цель и задачиОсуществляют:- личностное присвоение проблемы;- вживание в ситуацию;- принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи2- организация деятельностиПредлагает:- спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»);- при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.);- возможные формы представления результатов проекта.Осуществляют:-планирование работы;- разбивку на группы и распределение ролей в группе;- выбор формы и способа представления информации
{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}3- осуществление деятельностиНе участвует, но:- консультирует по необходимости учащихся;- ненавязчиво контролирует;- ориентирует в поле необходимой информации;- консультирует по презентации результатов.Работают активно и самостоятельно:- по поиску, сбору и структурированию необходимой информации;- консультируются по необходимости;- подготавливают презентацию результатов4- презентация, самоанализ и самооценка результатовПринимает итоговый отчет:обобщает и резюмирует полученные результатыподводит итоги обученияОценивает:- глубину проникновения в проблему; - привлечение знаний из других областей; - доказательность принимаемых решений; умение аргументировать свои заключения, выводы;- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; - характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; - эстетику оформления результатов проведенного проекта; - умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответовДемонстрируют:-понимание проблемы, цели и задачи;- умение планировать и осуществлять работу;- найденный способ решения проблемы.Осуществляют:- рефлексию деятельности и результатов;- взаимооценку деятельности и ее результативности
Формы представления результатов проекта{93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}ИнформационныеИсследовательскиеПрактико-ориентированныеТворческие-письменное сообщение-публичное выступление;-выпуск газеты;-информационного листка;-компьютернаяпрезентация.- реферат;-исследовательская работа;-лабораторные исследования;-компьютерная презентация;-описание опыта.-газета;-презентация;-программа действий;-справочный материал;-графики;-диаграммы;-задачи;-наглядные пособия.-рисунки;-схемы;-ребусы;-кроссворды;-сканворды;-газеты;-журналы;-компьютерная презентация;-буклеты;-инсценировки.
Однако между проектом и исследовательской деятельностью существует ряд отличий:- цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а цель исследовательской деятельности – уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.;- исследования подразумевают выдвижение гипотезы и теории, их экспериментальную и теоретическую проверку, тогда как проект может и не включать в свой состав исследования;- проект и исследовательская деятельность различаются этапами (формулирование проблемы, постановка цели и задач исследования, определение объекта исследования, выбор метода проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов, формулирование выводов и оценка полученных результатов);- проект - это замысел, план, творчество по плану;- исследовательская деятельность – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Оба вида деятельности, в зависимости от цели, могут быть подсистемами друг друга, т.е. в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования одним из средств может быть проектирование. Поэтому мы говорим о реализации проектно-исследовательской деятельности на уроках в рамках введения ФГОС.Проектно –исследовательская деятельность, которую выполняют ученики, должна вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души.
Проектно - исследовательская деятельность в рамках ФГОС предполагает формирование и развитие универсальных учебных действий:Коммуникативных УУД – это дискуссии между учениками, совместное планирование деятельности учителем и учащимися, способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель.Познавательных УУД - развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, делать выводы и умозаключения.Регулятивных УУД - рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев оценки.Личностных УУД - умение четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач.Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного, успешного усвоения новых знаний, умений.
Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектно-исследовательской технологией на уровне компетентности. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
Из практики моей работы. На своих уроках математики я предлагаю творческие, практико-ориентированные мини-проекты для индивидуального и группового выполнения, а также для домашнего задания например: кроссворды, диаграммы, задачи, рисунки по координатам, создание модели фигур.
Информационные проекты: например «Старинные меры», 6 класс; «Пропорции вокруг нас», 6 класс; «Функции в окружающем мире», 7 класс; «В мире симметрии», 8 класс; сообщения о великих математиках.
Исследовательские проекты (обычно групповые):«Взаимное расположение графиков линейных функций», 7 класс; «Теорема Виета», 8 класс; « Решение неравенств с одной переменной», 8 класс; «Решение квадратных уравнений», 8 класс; «Применение подобия треугольников для решения задач на местности», 8 класс.
Проект Михалёва Дениса, 8 класс
Проект «Модель прямоугольного параллелепипеда»Выполнил Кабанов Егор, 6 класс
Спасибо за внимание!