Использование логико-смысловых моделей для развития учебно-познавательной компетенции на уроках истории


МАСТЕР–КЛАСС: Использование логико-смысловых моделей для развития учебно-познавательной компетенции на уроках истории Балаба Т.В., учитель историивысшая квалификационная категория. ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИв развивающем обученииПонятие «логико-смысловая модель» было введено В. Э. Штейнбергом для представления знаний в виде многомерной модели, состоящей из двух компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов). Использование логико-смысловых моделей (ЛСМ) может значительно повысить эффективность обучения, позволит учесть тип познавательной деятельности учащихся (право- и левополушарные). Особенно эффективно использование ЛСМ для учащихся с правополушарным типом познавательной деятельности, которые склонны рассматривать частности, слагающие целое, осуществлять поиск общей картины и смысла явления и для которых основной метод познания — дедуктивный (от общего к частному). Построение ЛСМ способствует формированию целостного восприятия любой информации. Требования для составления логико-смысловых моделей ЛаконичностьСтруктурностьКомпактность расположения учебного материалаДоступность для пониманияОптимальность объёма Функции и виды моделей Функции моделейИнформационнаяКоммуникативнаяСуммирующаяКонтролирующаяСтимулирующая Виды моделейОписательнаяКонструктивнаяЭвристическая Использование логико-смысловых моделей позволяет Получить целостное представление об изучаемом объектеОсуществить связь между предшествующими и последующими темами уроковДелить общие понятия на частные, выясняя при этом связи между ними и закономерностиКомпактно и системно обучать структурированию знаний и логикеОрганизовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания Способ изучения к3 к4 Научное знание(современное состояние знания) к5 Межпредметные связи к6 Отражение темы в культуре, искусстве к7 Практическое приложение к8 История возникновения и развитие темы к1 Объект изучения к2 Цель изучения тема Опорный узел Пример использования ЛСМ на уроке истории ТЕМА: «Культура Древней Греции» В процессе проектирования логико-смысловой модели были определены цели и педагогические задачи занятия, основные элементы методической техники, содержательные составляющие изучаемого объекта (рис.1). Используя материалы представленной модели, можно представить ход занятия. На первом предметно-ознакомительном этапе следует создать чувственный образ древнегреческой культуры. Уместно привести семантические признаки культурного образа, выделив наиболее яркие из них. На экран проецируется символ расцвета греческого социально-политического, религиозного и эстетического сознания – архитектурный комплекс Акрополь (немаловажно, что некоторые элементы этого памятника сохранились до сих пор). Позже тема греческой архитектуры еще будет подробно рассмотрена, но аналитическая работа уже началась. Первоначальная мотивация подкрепляется нахождением связи между изучением данной темы и формированием культуры учащихся. Необходимо обратить особое внимание на источниковый характер древнегреческой культуры, влияние основ эллинской философии, искусства, религии и науки на всю мировую культуру. Для лучшего представления изучаемой темы переходим к исторической периодизации греческой культуры, не забывая о логическом компоненте занятия и проблеме восприятия. Допустим, в процессе историко-хронологического структурирования на экране последовательно появляются изображения: Крито-микенский период – Кносский дворец или Гомеровский период – бюст Гомера и т. п. В целях более эффективного усвоения материала параллельно можно сообщить интересные факты, например, заинтриговать учащихся вопросом «Гомеровский период назван по имени великого поэта, но действительно ли он является истинным автором знаменитых “Илиады” и “Одиссеи”?». Для фиксации знаний учащихся можно устроить блиц-диспут по спорному вопросу. Следующий вектор нашего модуля непосредственно связан с структурными разделами темы. Важно, что данная структура применима практически ко всем темам, касающимся истории культуры. Выглядит она следующим образом: Общественно-политическая мысль – Искусство – Религия – Отношение к человеку – Образование, наука, философия. В зависимости от важности того или иного элемента структуры можно менять разделы местами. Без продолжительной паузы моделируем следующую линию схемы – содержание разделов (рис. 1). В то же время не стоит забывать о фиксации учащимися важных определений, терминов, понятий. Таким образом, активно реализуются два механизма дидактической технологии: аналитико-речевой и моделирующий. Содержание главных разделов дает богатую пищу для размышлений. Переработке и воспроизводству полученной информации способствует присутствие гуманитарного фона, выраженного в символических и знаковых элементах греческой культуры. Это могут быть шедевры искусства, знаменитые представители греческой культуры, культы наиболее значимых богов. В качестве креативного компонента в заключительной части занятия можно применить методику создания логических цепочек, составления кроссвордов, поиска ключевых понятий по изученной теме. Традиционное подведение итогов в заключительной части занятия должно быть связано с нахождением межпредметных взаимосвязей с гуманитарными дисциплинами в контексте изучения данной темы. Особенно важно акцентировать внимание учеников на важность знания культуры Древней Греции и ее влияния на другие мировые культуры. ЛИТЕРАТУРА1. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология/Директор школы – 2009. – №1 - с. 49-522. Добриневская А.И. Многомерное пространство учебно-позновательной деятельности и качество образования учащихся/Кіраванне ў адукацыі. – 2007. - №113. Добриневская А.И., Мещерякова Л.И. Дидактический инструментарий учителя истории: логико-смыслолвые модели/Гісторыя: праблемы выкладання – 2009.-№3 – с. 7-124. Запрудский Н.И.Моделирование и проектирование авторских дидактических систем/Пособие для учителя – Минск – 20085. Прокопенко Н.И. Эффективный урок: какой он?/Мозырь – Белый ветер – 2008.- с.346. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика/ Москва – Народное образование – 2002 7. Штейнберг В.Э. Учебно-методический комплекс «Основы инженерного творчества»/Уфа: Башкирский областной совет ВОИР – 1991 – с. 23 8. Штейнберг В.Э. Многомерность как дидактическая категория/Образование и наука.- 2001-№4-с. 20-309. Штейнберг В.Э. Теория и практика инструментальной дидактики/ Образование и наука – 2010.- №7 – с. 3-11