Ознакомление с проблематикой и особенностями повести «История одного города», образами города Глупова и глуповцев.


Ознакомление с проблематикой и особенностями повести «История одного города», образами города Глупова и глуповцев. Слово о писателе:Чтобы смеяться над шутками Щедрина, надо хорошо знать, в какое время он жил, какой была тогда общественная ситуация? Даже современник писателя И. А. Гончаров, которому в качестве цензора пришлось ознакомиться с публикацией его повести в журнале «Современник», отмечал, что «читать их - все равно, что расшифровывать хитрую тайнопись».Что же говорить о нас! Почему же «Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи?» (критик М.С. Ольминский) В чем причина?Салтыков-Щедрин жил в очень интересное для России время. Реформы местного самоуправления, судебная, военная, в области образования. Но главный вопрос – крестьянский (освобождение крестьян от крепостной зависимости) и ограничение самодержавия.Салтыков- Щедрин оказался востребован эпохой и в качестве чиновника, и в качестве писателя.Чиновник в канцелярии военного министерства, вице-губернатор Рязани, Твери, председатель казенной палаты в Пензе, управляющий Тульской казенной палатой, а затем Рязанской.Писатель Салтыков-Щедрин не был мастером острого сюжета, характеры его героев не отличались психологической глубиной, красота его слога не ласкала слух. Но он был правдив, точен и беспощаден к социальному злу.Цензурный комитет отмечал «вредное направление» произведений Салтыкова.Применительно к творчеству великого сатирика используется специальный термин - эзопов язык. Прилагательное образовано от имени древнегреческого баснописца Эзопа, жившего, согласно легенде, в VI в. до н. э. Создатель жанра басни был мастером иносказания. Он облекал самые смелые политические намеки в невинную форму рассказа о животных. Салтыков-Щедрин виртуозно владел эзоповым языком. Это искусство позволяло ему преодолевать цензурные препятствия. Но, возможно, он прибегал к многочисленным иносказаниям не только по необходимости.Таков был его талант.Задача урока - разгадать загадку писателя, расшифровать «хитрую тайнопись» его произведения.
Формы комического:Комическое (от греч. komikos – «веселый», «смешной») – вид эстетической оценки явлений, в которых есть несоответствия или противоречия, вызывающие смех.Юмор (от англ. Humor – «нрав», «настроение») – вид комического. Добрая форма насмешки над кем-либо или чем-либо.Сатира (от лат. satira – «смесь») – вид комического. Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде.Гипербола (от греч. hyperbola – «преувеличение») – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Например, «И растет ребенок там не по дням, а по часам» (А.С. Пушкин).Литота (от греч. litotes - «простота») – художественный прием преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для усиления изобразительно-выразительных свойств речи. Например, «мужичок с ноготок (Н.А. Некрасов).Гротеск (от франц. grotesque - «причудливый», «грот», «пещера») – фантастически-карикатурное, уродливо-комическое изображение реальных явлений. Основные черты сатиры:Разновидность комического;Смех – гневный, злой, уничтожающий;Заостренность, иногда фантастическая, жизненных ситуаций и характеров;Нарушение пропорции в изображаемых явлениях;Наличие гиперболы, реже литоты;Положительный герой, выраженный неявно;Направленность против отрицательных явлений в обществе и характере человека. О повести «История одного города». Глава «О корени происхождения глуповцев». «История одного города» была написана в 1869 году. А еще за 8 лет до этого писатель придумал название города - Глупов. Само слово, однокоренное с «глупостью» и «глупцом», определило характер повествования. Писатель сочинил дурацкую, шутовскую историю, которая была при этом подозрительно похожа на настоящую. «Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не весёлонравия… я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей» (М.Е. Салтыков-Щедрин).Юмор, ирония, сатирическая фантастика, гротеск – все эти формы комического использовал писатель Избрав жанр летописи, Щедрин прибегает к традиционному в литературе приему: летопись будто бы найдена издателем, который характеризует правителей города Глупова. Писатель сохраняет основные черты стиля и оформления исторического сказания: указывает точные даты существования Глупова – 1731 – 1826 гг., в юмористической форме рассказывает о происхождении глуповцев, перечисляет всех градоначальников, подчеркивает их «достоинства», печатает уставы и указы правителей Глупова, таким образом как бы доказывая достоверность найденного «памятника».На самом же деле Щедрин в иносказательной форме повествует о государственном устройстве России в период с XVIII в. по XIX в.
«О корени происхождения глуповцев».Открывается глава «О корени» выдуманной цитатой, написанной в подражание началу «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» - сочинение неизвестного русского писателя XII века, содержащее рассказ о походе Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.  В тексте этой цитаты упоминаются имена современных Щедрину историков - Костомарова, Соловьева и Пыпина. Каждого из них Щедрин иронически характеризует словами, взятыми из « Слова о полку Игореве».Рассказ о баснословных, доисторических временах Глупова выглядит как пародия на историческую легенду и сатира, направленная на противоборство исторических школ.Художественный мир Салтыкова-Щедрина по преимуществу населен необычными героями. Слово «головотяпы» восходит к русской пословице «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет», которую писатель переосмыслил и прочел буквально. Это условный образ.Нелепые, нелогичные явления – алогизмы: «когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, «что стыд глаза не выест» и т.п.Головотяпство – крайняя небрежность и бестолковость ведения какого-либо дела.Что сближает рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой?Применение гипербол: гибель в болоте, характеристика своих качеств.Применение сказочных приёмов: троекратные повторы (речевые, композиционные).Использование постоянных эпитетов: («добры молодцы»).Песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка!» и – напоминание о восстаниях и бунтах.

Причины головотяпства?НесговорчивостьНедоброжелательствоНеобразованность, темнота, забитостьСобственное варварствоРабская привычка народа к повиновению, его бесправие, смирение Вот это и высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге. А разве прямо можно было говорить об этом в 60-е гг. XIX в? Вот и нужен был эзопов язык.Но даже и в сравнении со всеми подвигами глупости решение добровольно отдаться в кабалу, хочет сказать писатель, выглядит фантастически!Так головотяпы стали глуповцами. Что принесло головотяпам самовластие? (Глупость не порок, а беда).«И будете вы платить мне дани многие» (С. 27)(Грабёж, систематический, узаконенный).«Когда же пойду на войну - и вы идите!»(Превращение жителей в «пушечное мясо»).«А до прочего вам ни до чего дела нет».(Устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов). «И тех, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить».(Воспитание в народе покорности, повиновения путем непрерывного террора).Главная проблема главы?(Народ и самовластие- их противостояние).На это противостояние указывают даже звукоизобразительные характеристики. В гротескном мире главы отсутствуют звуки спокойные, нейтральные:



Звуко-изобразительные характеристики персонажей{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Звуко-изобразительная характеристика головотяповЧерты характераКнязьяЧерты характера Сатира Салтыкова-Щедрина направлена против самодержавных правителей и против покорного народа.Город Глупов – гротескный город, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства.От шутки, насмешки в начале главы писатель переходит в ее конце к издевке над тупой рьяностью верхов и ко всему большему сочувствию низам наряду с сожалением об их покорности.Так будет во всех главах романа, ключом к которому является глава «О корени происхождения глуповцев».Писатель уже в ней иносказательно говорит, что народу не следовало бы отдавать свою законную свободу в чужие руки, тогда и история могла бы пойти по-иному, и глуповцами не назывались бы.Ведь будь народ в 60-е гг. XIX в. политически более активным, русская история действительно могла бы пойти другим путем, как экономическим, таки политическим. Подведение итогов урока:Сегодня я узнал(а) о М.Е. Салтыкове-Щедрине, что…Повесть м.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» – это повесть о …