Методическая разработка – презентация к педагогическому совету на тему «Новые педтехнологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной работы школы»
Я надеюсь, что это плавание будет…Я ожидаю, что…Я буду разочарован, если…Я хотел бы приобрести …Я желаю… Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Базовые компетентности современного человека: информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию при решении проблем);коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);самоорганизация(умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Учитель учит- ученик учитсяУчитель знает все- ученик не знает ничегоУчитель думает- ученик воспроизводит знанияУчитель говорит- ученик слушаетУчитель управляет- ученик подчиняетсяУчитель активен- ученик пассивенУчитель определяет содержание обучения- ученик к нему приспосабливаетсяУчитель авторитарен- ученик несвободенУчитель- субъект обучения- ученик-объект обучения Традиционная педагогика В традиционнойсистеме образовательногопроцесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет:поисквыборанализсистематизацию ипрезентациюинформации Транслируетинформацию Новое качествообразования Новый образовательныйрезультат Мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся Процентное усвоении информации: лекция – не более 20-30%;самостоятельная работа с литературой – до 50%;проговаривание – до 70%;личное участие в изучаемой деятельности (деловая игра, и др.) – до 90%. Слово «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - учение.Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приёмов обучения, воспитательных средств, применяемых для достижения планируемых результатов; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв). Урок - соревнование Урок - проектУрок - турнир Урок - диспут Урок - зачет Урок спектакль Урок конкурс Урок конференция Интегрированный урок Урок - игра Урок - КВН Урок - путешествие Форма деятельности – беседа, экскурсия, практическая работа, нестандартные уроки. Нетрадиционный урок Метод – способ организации работы, взаимодействия педагога и учеников (исследовательский, проблемного изложения, частично-поисковый и др.). Метод обычно состоит из нескольких приемов. Метод «От слабого к сильному».Метод «нескольких попыток». Метод «Посмотри на свою работу со стороны».Метод динамической разрядки. Прием – часть метода. Прием «Тонкие и толстые вопросы» Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто…?Что…?Когда…?Как звать…? Было ли…?Верно ли…? Дайте три объяснения, почему…?Объясните, почему…?Почему вы думаете…?Почему Вы считаете…?В чем различие…?Предположите, что будет, если…?Что, если…? Установление причинно-следственных связей Определи, что является причиной, а что следствием:Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.Желтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.Утро, солнце, пение птиц, радость.Снег, мороз, зима, вьюга, лед. Вставьте недостающее слово Часть газеты (….) часть дороги.Помещение в гостинице (...) один выпуск газеты.Часть книги (...) часть дерева.Фрукт (...) аристократ в древнем Китае.Часть тела (...) один из элементов родословной.Шахматная фигура (...) старинное судно.Женская принадлежность из меха (...) техническое устройство.Сфера общения (...) геометрическая фигура.Великий полководец (...) торт. Поле сражения (…) направление атмосферных изменений.Застежка (...) атмосферное явление. Найдите лишнее слово Птица, самолет, пчела, машина, бабочка.Смотреть, глядеть, таращиться, моргать, наблюдать.Дождь, снег, град, молния, изморось.Хлопок, шерсть, нейлон, лен, шелк.Безжизненный, апатичный, вялый, оцепенелый, чувствительный.Бросать, пинать, швырять, метать, раскидывать.Бук, ясень, ель, ива, клен.Мерин, волчица, лань, кобыла, овца. Задание «Восстановите текст» В каком порядке должны располагаться предложения, чтобы смысл текста был понятен? «Многие из них улетели в теплые страны. Когда дует ветер они отрываются от веток и летят высоко над землей. Птицы уже не поют. Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели и быстро опадают. Все чаще идут дожди, стало холодно». Составьте рассказ, используя данную концовку. «...Последующие разломы привели к образованию современных материков и океанов».«...В результате этого возникли миражи».«...Вот такие приспособления появились у этих растений».«...Так дневная жара сменилась пронизывающим холодом». Средства – то, что используется для успешной организации образовательного процесса: учебное оборудование и оснащение дидактическими пособиями (презентация, интересные факты, кинофрагменты) и личностные свойства (культура и манера поведения учителя и др.). Необходимо разграничить понятия «педагогическая технология» и «методика». Методика преподавания конкретного предмета – это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету. Одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии. Понятие «методика» шире понятия «технология», так как методика включает и выбор технологии для целесообразности проведения работы. * Современные образовательные технологии развивающее обучение проблемное обучение разноуровневое обучение коллективную систему обучения (КСО) технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ) исследовательская проектная технология «дебаты» технология модульного и блочно-модульного обучения лекционно-семинарско-зачетная система обучения технология развития «критического мышления» технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) информационно-коммуникационные технологии здоровьесберегающие технологии системя инновационной оценки «портфолио» технология дистанционного обучения и др. модульная * Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение).Технологии, основанные на создании учебной ситуации (решение практически значимых задач).Технология, основанная на реализации проектной деятельности.Технология, основанная на реализации исследовательской деятельности.Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения. Базовые технологии стандартов второго поколения * Показатели владения педагогом современными технологиями на уроке: учит детей определять границы своего знания, ставить проблему;учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе;создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Поистине серьезное стремление к какой-либо цели – половина успеха в ее достижении. В.Гумбольд «Каждый педагог - творец технологий,даже если имеет дело с заимствованиями» Проект решения педсовета:1. На заседании МО необходимо:- проанализировать работу педагогов по использованию в учебно – воспитательном процессе современных образовательных технологий;- апробировать в своей работе современные образовательные технологии с целью совершенствования педагогической деятельности;- спланировать взаимопосещение уроков с целью изучения передового педагогического опыта по использованию педагогических технологий.2. На школьном сайте продолжить размещение методических разработок учителей школы, практикующих использование различных педагогических технологий.3.Сместить акценты в образовательной деятельности в сторону использования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников (проектирование, исследовательская, экспериментальная деятельность и др.) с целью формирования у них практических навыков самообразования. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. Бермудский треугольник О. Воодушевления О. Грусти О. Ожидания О. Тревоги О. Неопределенности О. Недоумения О. Радости О. Страха О.Удовольствия О. Просветления