Выступление на методическом семинаре «Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания».
«Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания».
Пояснительная запискаНа протяжении трех лет я работаю над темой «Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания». Проблема возникла в условиях, вызванных изменениями в обществе, требующими от личности проявления активного, осознанного отношения к жизни, умения общаться, что в свою очередь связано с воспитанием гармонично развитой личности. Время затрагивает все сферы общественной жизни человека. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования -представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями.
Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться.Процесс становления личности учащегося нового типа тесно связан с формированием мыслительных умений и навыков, развитие которых зависит от правильного выбора приёмов, средств, форм и методов обучения. Оттого, насколько успешно они сформированы у школьников, зависит эффективность учебного процесса в целом. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности, постепенно переходит в разряд неуспевающих.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.
Понятие проблемного обученияПроблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи. Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого ученики усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия», открытый Б.В. Зейгарник. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше. Иначе говоря, проблемное обучение связано с исследованием и потому предполагает растянутое во времени решение задачи. Ученик попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.
Новизна опытаНовизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, нацеленных на развитие познавательной активности при изучении истории и обществознания, творческих способностей учащихся.
Цель моей педагогической деятельности– адаптировать методы и приемы проблемного обучения в преподавании, а также разработать систему заданий, которая помогла бы сформировать творчески мыслящую личность, способную к саморазвитию.
Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:Развитие мышления и способностей учениковУсвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемВоспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные учебные задачи.В связи с этим, приоритетными направлениями в моей работе являются: использование деятельностного подхода в обучении, проблемного обучения.
Ожидаемый результат. 1) Повышение познавательной активности учащихся2)Постепенное усложнение методов проблемного обучения, практических заданий проблемно-поискового характера. От ведущей роли учителя к самостоятельной познавательной деятельности (частично-поисковой) учащихся 3) Стремление развивать(совершенствовать) критичность мышления, способность к творческому мышлению, опираясь на эмоционально-ценностный компонент учебно-познавательной деятельности. 4) Повышение качества знаний по предмету5) Улучшение результативности участия в предметных олимпиадах и конкурсах
Практическое применение проблемного обучения на уроках истории и обществознания.Этапы проблемного обучения: 1) разработка проблемных вопросов; 2) перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию; 3) определение форм решения проблемных ситуаций; 4) определение факторов создания проблемных ситуаций; 5) подготовка проблемных домашних заданий; 6)разработка дидактического и контрольного материала.Виды проблемного урока; проблемно – исследовательский, проблемно– поисковый, проблемно – обобщающий урок.
Структура проблемного урока.Структура урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяют логику анализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта.Структурными элементами проблемного урока:1) актуализация знаний учащихся;2) постановка учебной задачи. Актуализация темы 3) «Открытие» учащимися новых знаний 4) формирование умений и навыков.
Эта структура отражает основные этапы учения и этапы организации современного урока.Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;2) выдвижение предположений и обоснования гипотезы;3) доказательство гипотезы;4) проверка правильности решения проблемы.Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. При подготовке к уроку истории необходимо продумать несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме. Учитель должен уметь так поднести учебный материал, чтобы у ученика возник вопрос «Как же так? Такого не может быть? Все должно быть по-другому!»
Основные приемы проблемного изложения учебного материала:1 . Тема урока, даже если в ней изучается событие тысячелетней давности, должна быть актуальной, современной. Для этого в самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения полученных знаний. Например, изучая сущность Столыпинской аграрной реформы, можно продумать возможность применения её некоторых положений, пусть даже не в чистом виде, в современной экономике.2.Применение алогизмов, противоречий, неподдающихся логичному объяснению. Причем такой материал можно найти даже в учебниках, т.к. многие авторы современных учебников допускают такие ошибки. Например, в учебнике истории для 7-го класса в теме «Битва на Калке» пишут: «В поход снарядилось объединенноевойско южнорусских князей. Каждый князь стоял своим лагерем, действовал самостоятельно, не желая считаться с другими». Часто алогичный материал представлен в темах, посвященных истории СССР. На материале таких алогичных материалов можно проводить дискуссии среди учащихся
Основные приемы проблемного изложения учебного материала:3. Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения.Например, на уроке истории в 11 классе по теме «Столыпинская реформа» решаем задание: «Ниже приведены две точки зрения на аграрные преобразования П.А.Столыпина.Реформы закладывали основы для стабильного развития русской деревниПреобразования П.А. Столыпина только усугубили социальные проблемы в России. Укажите, какая точка зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее 3 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения». 4. Привлечение на уроке вместо стандартного материала афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек, пословиц. Например, при изучении особенностей развития сельского хозяйства и положения крестьянства в начале прошлого века можно задать следующий вопрос: «Попробуйте объяснить, почему у народа-труженика родились такие диаметраль нопротивоположные по смыслу поговорки: Как ни мечи, а лучше на печи. От безделья и то рукоделье. - Кто много лежит, у того и бок болит .От работы не будешь богат, а будешь горбат. – Труд человека кормит, а лень портит».
Основные приемы проблемного изложения учебного материала:5. Сознательный выбор эффекта бумеранга. Учитель может придумать такое изложение материала, чтобы вызвать огонь (критику со стороны учащихся) на себя, специально допустить ошибку в объяснении материала. Особенно удачно это проходит при оценке какой-либо исторической личности, взаимоотношений между политическими деятелями, партиями и т.д. 6. Рассматривание явления с различных позиций.Методика разработки проблемных вопросов, основанных на сталкивании противоречий.Берётся важное историческое положение.Осуществляется поиск альтернативного ему положения ( факта, события, идеи), содержащего противоречие в сопоставлении с первым.На основе обоих положений формулируется проблемная задача.(большевики знали, что проиграют выборы в Учредительное собрание, но, тем не менее, приняли в них участие. Почему?)
При обобщении знаний, на мой взгляд, постепенно необходимо приучать учащихся к продуктивно-познавательным, а затем и к проблемным вопросам. Если репродуктивные вопросы начинаются на слово как, когда, кто, что и т.д., то продуктивно-познавательные вопросы отвечают на вопросы почему, докажите, в чем, обобщите, сформулируйте и т.д. Проблемный вопрос не требует вспоминания готовых знаний, а требует рассуждения, размышления и чаще всего краток по содержанию. В связи с этим в дискуссию не боятся вступать и учащиеся с плохой памятью, не подготовившиеся к уроку, а это держит их в постоянном внимании к учебному процессу. Проблемные вопросы требуют большего творческого вклада, как в формулировке, так и в выработке ответов. Например, ребят можно спросить и о дате изгнания Александра Невского из Новгорода его жителями (репродуктивный вопрос), и о причинах изгнания (репродуктивно-познавательный), а можно спросить и по-другому: «Почему Александр Невский, дважды спасший независимость Новгорода, был изгнан из родного города спасенным им же народом?»
Итак, проблемное обучение позволяет на основе создаваемых в ходе занятия проблемных ситуаций активизировать познавательную деятельность учащихся, состоящую в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. К тому же проблемные задания «заставляют» учащихся постоянно обращаться к дополнительной литературе, другим источникам знаний. Несколько лет работы по данной системе дают мне возможность воспитывать в ребятах самостоятельность, толерантность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, культуру чувств и эмоций.
РезультативностьИспользование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;развивается логическое мышление;развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;развивается способность к самоконтролю;формируется устойчивый интерес к предмету;активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.