Коррупция как социально-правовое явление: понятие, формы, виды


«Коррупция как социально-правовое явление: понятие, формы, виды» Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации В этимологическом значении коррупция (от греч. corrumреrе) определяется как порча. С XV – XVI вв. коррупцию стали определять как подкупаемость и продажность чиновников и общественно-политических деятелей. Два основных подхода к определению коррупции Классический подход – термин «коррупция» используется главным образом для характеристики общего морально-нравственного состояния общества.Современный подход:термин «коррупция» используется как синоним «взятки», «подкупа» и обозначает продажность служебных действий, вымогательство, растрату, протекционизм, подкуп избирателей и др.;под коррупцией понимают специфическое поведение должностного лица, связанное со злоупотреблением власти в личных целях. Основные смысловые нагрузки Коррупция как отклонение от норм;Коррупция как реализация интересов; Коррупция как стратегия группового поведения;Коррупция как системная неэффективность. Социологический подход - отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей властиЮридический подход – социальное явление, поразившее аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, другими лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях личного обогащения или в групповых интересах Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Коррупция – это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ. «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979г.) Коррупция определяется как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением.В узком смысле к коррупции относят ситуации, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради материального вознаграждения. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Сущность коррупции как социального явления заключается:в разложении структуры власти; перераспределении ресурсов в пользу тех или групп;использовании механизмов институционализации в групповых (клановых) и личных интересах. Выделяются три основных вида коррупции 1. «Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти.2. «Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям.3. Деловая коррупция – вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ. Причины возникновения коррупции экономический упадок;политическая нестабильность;несовершенство законодательства; неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества;слабость демократических традиций; непрозрачность власти;неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции. Причины возникновения коррупции Риск возникновения коррупции возникает при использовании слабостей административной системы. Факторы культурологического характера способствуют либо препятствуют коррупции. Административные причины возникновения коррупции - Высокая степень свободы в принятии управленческих решений;- Возможность монополизировать общественные материальные ценности;- Низкий уровень подочетности органов государственной власти. Коррупционно-опасные сферы деятельности государственных органов и государственных служащих Размещение заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; Принятие решений о включении в бюджеты (проекты бюджетов) инвестиционных проектов; Межбюджетные отношения (особенно в звене субъект федерации -муниципальное образование); Налоговое администрирование (особенно налоговый контроль); Таможенный контроль; Регистрация прав собственности; Регистрация недвижимости; Проведение проверок контролирующими органами; Выдача заключений и разрешений; Кадровая политика в государственных органах (решения о приеме и должностном продвижении Факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства Высокий уровень административного усмотрения; Низкое качество и незащищенность от коррупции административных процедур; Неудобный для клиента «интерфейс»; Правовая неграмотность государственный служащих; Слабость внутреннего административного контроля; Отсутствие практики внутреннего аудита; Неразвитость аудита эффективности;«Мертвость» законодательных норм о конфликте интересов (отсутствие процедур, неясность санкций). Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства обязательное представление государственными служащими декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Запрет служащим государственного аппарата: заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения;выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); быть участником хозяйственных обществ и товариществ. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Правовая основа противодействия коррупцииОсновные принципы противодействия коррупцииПринципы противодействия коррупции в Российской ФедерацииМеждународное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупцииОрганизационные основы противодействия коррупцииМеры по профилактике коррупцииОсновные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характераОбязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушенийКонфликт интересов на государственной и муниципальной службеОграничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договораОтветственность физических лиц за коррупционные правонарушенияОтветственность юридических лиц за коррупционные правонарушения Последствия коррупции Экономические:Нарушение конкурентных механизмов рынкаЗамедление проявления эффективных собственников и исполнителей госзаказовНеэффективное использование бюджетных средствРост цен за счет коррупционных издержекНеверие в способность власти обеспечить честные «правила игры» - ухудшение инвестиционного климата«расползание» коррупции на бизнес и НПО Последствия коррупции Социальные последствия:Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развитияЗакрепление и увеличение имущественного неравенстваДискредитация права как инструмента регулирования жизни людейУкрепление оргпреступностиРост социальной напряженности Последствия коррупции Политические:Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению групповых интересовДеградация доверия к властиПадает престиж страныПрофанируется политическая конкуренцияДискредитируется политический режим Последствия коррупции - Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным институтам, делегитимация власти.- Криминализация и торможение экономики.- Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России.В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы. Некоторые эксперты считают, что коррупция выполняет и некоторые положительные функции в российском обществе:- Стимулирует традиционно «ленивого», нерадивого российского чиновника к эффективной деятельности, является средством мотивации чиновника к принятию решений.- Позволяет скорректировать несовершенства формальной системы, законодательства и ошибки, сбои в системе неформальными методами. Международные агентства, занимающиеся сравнительными оценками и измерением коррупции Global Competitiveness Report (Женева, Швейцария), Political and Economic Risk Consultancy (Гонконг), Transparency International (Берлин, ФРГ), Political Risk Services (Сиракузы, США). АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив» Трансперенси Интернешнл – Россия - некоммерческая общественная организация, целью деятельности которой является создание единой национальной антикоррупционной системы, которая могла бы решать три блока задач:1. Формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания граждан.2. Институализация «прозрачности».3. Предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов. Трансперенси Интернешнл – Россия В своей деятельности исходит из приоритетной роли общества в противодействии коррупции и обеспечении прозрачности и подотчетности в деятельности государственных органов.  Трансперенси Интернешнл – Россия Коррупция - комплекс явлений, связанный с использованием чиновниками своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растрата, фаворитизм, непотизм).Прозрачность и подотчетность – система действенных механизмов общественного контроля и общественного доступа к информации, связанной с выполнением государственными органами своих функций. Ежегодно составляются рейтинги: Индекс восприятия коррупции (ИВК) – оценка представлений экспертов об уровне коррупции в государственном секторе.Барометр мировой коррупции (БМК) – направлен на оценку отношения граждан к коррупции и случаям столкновения с коррупцией в повседневной жизни.Индекс взяткодателей (ИВ) – делает акцент на склонность фирм лидирующих стран-экспортёров прибегать к взяточничеству за рубежом. Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Реализация норм международного права.- Законодательное регулирование процесса лоббирования.- Антикоррупционная экспертиза. - Ужесточение санкций за преступления против государственной службы. - Профилактика коррупции в системе государственной службы. - Отказ от расширительного толкования презумпции невиновности должностных лиц.- Форсирование разработки и введения в действие административных регламентов.- Разработка и введение в действие Кодекса этики государственных служащих. Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Принятие целевых антикоррупционных программ.- Разработка принципов и механизмов государственной кадровой политики.- Формирование федерального и регионального банков кадровой информации.- Формирование системы управления государственной службой Российской Федерации.- Развертывание системы антикоррупционного правового просвещения граждан.- Поддержка общественных организаций антикоррупционной направленности.- Развертывание сети центров бесплатной юридической антикоррупционной помощи.- Информирование общественности о деятельности органов власти. Международная практика: механизмы, ограничивающие возможности коррупции - максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности путем введения системы "одного окна" и системы электронного обмена информацией;- детальная регламентация процедуры взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных услуг);- деление административно-управленческих процедур на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля;- ротация должностных лиц.