Инновационный процесс как условие повышения качества образования, презентация
ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»Кафедра управления развитием образовательного учреждения и профессионального образования«Инновационный процесс как условие повышения качества образования»Слушатель курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современный образовательный менеджмент»Лафицкая Надежда Всеволодовназаместитель директора по УМР МОБУ «Рассветская СОШ имени В.В.Лапина»Ленинского района(46 сл.)Тула 2014 Содержание 1.Государственная политика в области повышения качества образования2. Социальный заказ качественного образования3. Инновации в педагогическом процессе «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г.«Об образовании в РФ», ст.29) Стратегическая цель государственной политики в области образования:Повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям каждого гражданина Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. На достижение современного качественного дошкольного, общего и профессионального образования направлены:введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности; введение профильного обучения в старшей школе;усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;развитие дистанционного образования;государственная поддержка школ для одаренных детей;создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;создание государственной системы оценки качества образования и др. «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:1) единство образовательного пространства Российской Федерации;2) преемственность основных образовательных программ;3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения» (закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г.«Об образовании в РФ», ст.11) Качественное образование в понимании обучающихся связано, в первую очередь:с хорошими знаниями по всем предметам для беспроблемного поступления в ВУЗ;с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;с дополнительными знаниями, необходимыми для адаптации к любым жизненным ситуациям Для родителей хорошее качество образования связано:с получением их детьми знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;со знанием предметов, с хорошими условиями обучения, с профессионализмом педагогов;с умением учащихся применить полученные знания в жизни В понимании учителей качественное образование связано:с подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки; с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт, имеет возможность реализовать творческий потенциал. Качество образовательного процесса синтезируется из:качества образовательной программы;качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;качества потенциала обучающихся;качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);качества образовательных технологий;качества управления образовательными системами и процессами. Образование не может быть качественным без постоянного развития школы. Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. В школьной практике чаще всего встречаются такие пути обновления школы, как: -развитие своего собственного опыта; -заимствование опыта, созданного другими; -освоение научных разработок; -метод проб и ошибок (на уровне осмысленном, целеустремленном); -собственно эксперимент. Современной школе требуются методы обучения, которые воспитывают творческую, инициативную личность, наделенную яркой индивидуальностью, способную к целенаправленной и сознательно осуществляемой деятельности, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре, способную на практическое применение полученных знаний и умений. «Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение»Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.[1][1] Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М.: 1978. – с.381. Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования (закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г.«Об образовании в РФ») «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.» «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.» «При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.» «Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.» Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.[1][1] Сластёнин В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000 г. Результатами введения инноваций в учебный процесс должны стать:Изменения во внутренней организационной деятельности школыИзменения в содержании образованияИзменения в методах обученияИзменения в отношениях «Учитель - Ученик» Виды инноваций в зависимости от признака, по которому их разделяют:по видам деятельности (педагогические, управленческие)по характеру вносимых изменений (радикальные, комбинаторные, модифицирующие)по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные)по проблематике в зависимости от области реализации или внедренияпо источнику возникновенияпо масштабу использованияв зависимости от функциональных возможностейпо масштабности и социально-педагогической значимостипо признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационностипо осмыслению перед внедрением инноваций Управленческая структура предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или – наиболее полно – в виде программы развития школы, затем организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль над её результатами. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания, проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта. Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии. Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса. В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики: -проблема изучения педагогического опыта; -проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки. Общие признаки современных технологий: -осознанность деятельности учителя и учеников, -эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; -самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; -индивидуализация. Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся, а в итоге – повышение качества образования. Один из путей повышения качества образования: использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения. Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Проектная деятельность - метод активизации учебно-познавательной активности. Метод способствует развитию высокой самостоятельности учащихся в процессе подготовки проекта. Технологии «Портфолио ученика» - , способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. «Портфолио ученика» – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности. Метод интеграции - способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени, позволяет осуществлять надпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации, позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, максимально возможной успешности обучения. Здоровьесберегающие технологии применительно как к отдельно взятому уроку, так и к организации всего образовательного процесса в школе в целом. Новшества могут применяться как к решению отдельных вопросов (например, посредством применения инновационных методов и технологий обучения), так и к работе образовательных учреждений в целом. Различают функционирующий (пассивно-приспособительный) и инновационный (развивающий) типы развития учреждения. Последние относятся к инновационным образовательным учреждениям, т.к. их педагогические системы находятся в постоянном приближении к удовлетворению все возрастающих запросов личности и общества. Авторская школа Это образовательное учреждение, деятельность которого основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива. Сущность педагогических поисков, экспериментальной работы в авторских школах может, например, состоять в поиске новых, отличных от существующей практики целей образования; нового содержания образования при сохранении его традиционных целей и содержания; новых форм организации учебного процесса и воспитательного коллектива и других направлений. Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования. Лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам. Для повышение качества знаний обучающихся в современном понимании необходимы:- отработка системы работы в этом направлении,- система оценки качества образовательных услуг,- систематизация структуры управления качеством в рамках ОУ,- средства для развития ОУ- усовершенствование нормативно – правового обеспечения,- разработка системы стимулирования труда педагогов по результатам,-участие общественных органов управления в повышении качества образования.