Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО


МБОУ СОШ №1 г. Павлово Нижегородской обл. Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО Автор: учитель английского языкаМБОУ СОШ №1Молодцова Екатерина Сергеевна Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями (УУД) , которые и формируют фундаментальное ядро образования. Наиболее полно современным приоритетам российского модернизиующегося образования соответствует системно - деятельностный подход, который является основой ФГОС НОО . С тандарты второ Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями (УУД) , которые и формируют фундаментальное ядро образования. Наиболее полно современным приоритетам российского модернизиующегося образования соответствует системно - деятельностный подход, который является основой ФГОС НОО . С тандарты второ Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, овладеть универсальными учебными действиями (УУД.Для этого используется системно-деятельностный подход, который является основой ФГОС. Стандарты второго поколения вводят новое понятие –учебная ситуация, которая является способом реализации деятельностного подхода.Учебная ситуация–это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично –запоминают Нужно поставить эту ситуацию в такие условия, чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения. Учебные ситуации строятся с учетом:возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка), специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной/обществоведческой части окружающего мира типами формируемых умений), меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя). Реализация деятельностного подхода через решение учебных ситуаций:способствует формированию метапредметных и личностных результатов; позволяет поставить ученика в новую роль –«исследователей», под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания.делает процесс учения поисковым и творческим;предоставляет учащимся выбор, альтернативу, возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия. Метапредметные результаты обучения  Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися  в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение  главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательность действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии. Требования ФГОС к метапредметным  результатам освоения основной программы следующие:активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. УУД – это совокупность действий учителя, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.Представлены четыре вида УУД:личностные познавательные регулятивные коммуникативные. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Это учет и развитие личностных качеств учащихся. (Отбор содержания, адекватного возрастным особенностям; Наличие упражнений, в которых осуществляется перенос изучаемого материала на личность обучаемых)Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности. Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Личностные УУД = ЧТО? - Построение индивидуальных жизненных смыслов и жизненных планов во временной перспективеКАК? - Действие смыслообразования = установления связи между целью учебной деятельности и тем, ради чего она осуществляется. - Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Личностные УУД = Мотивация – Я хочу и буду знать, потому что…Зачем мне надо читать, слушать и понимать, писать, говорить по-английски?О чем я хочу и могу прочитать, рассказать, написать по-английски? ценностно-смысловая, нравственная,социальная ориентация Регулятивные УУД = целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Регулятивные УУД = контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Регулятивные УУД = волевая саморегуляция как способность - к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию выбора в ситуации конфликта ;- к преодолению препятствий;- эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями Познавательные УУД = общеучебные – определение познавательной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, структурирование знаний, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;знаково-символические – кодирование, декодирование, моделирование;логические – анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения творческого и поискового характера Знаково-символические действия- моделирование I am a boy I play football Do you play football? ? Познавательные УУД = работа с информацией Какие слова/выражения используют англичане, чтобы…Какую информацию мне надо использовать, чтобы…Что из прочитанного, услышанного я использую для…Какие слова и выражения я использую для…Почему я пишу, говорю это слово, предложение?Что я пытаюсь доказать? Коммуникативные УУД = ЧТО? - Учет позиции других людей, умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.КАК? – Определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнёра; - умение четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие Коммуникативные УУД = социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие Я думаю, что…Я тебя понимаю и согласен (не согласен), что…Не могли бы вы помочь…Извините, где, что, когда… Краткое описание задания Какие УУД развиваются Организационный момент.Приветствие учителя.  Рассказ о лучшем друге.(монологическая речь).Чтение письма друга.Аудирование-Прослушайте несколько коротких текстов-подберите заголовки к ним из предложенных, один лишний Посмотрите на картинку, предположите, о чем текст-прослушайте текст-ответьте на вопрос Личностные УУД Познавательные УУД Краткое описание задания Какие УУД развиваются Монологическая речь-Подумайте, какое высказывание можно составить по предложенной теме,-подберите фразы, слова, которые понадобятся для высказывания-составьте сообщение по темеДиалогическая речьОбсудите с собеседником проблемуПисьмоНаписать учащемуся письмо на английском языкеЗадание – ответить на письмо Коммуникативные Коммуникативные ПознавательныеКоммуникативные Краткое описание задания Какие УУД развиваются Чтение-Изучите заголовок, послушайте музыку к тексту, о чем будет текст-Прочитайте текстЗаполните таблицу (например, с информацией о героях)-расскажите о героях по таблицеГрамматика-изучите правило, примеры к нему-объясните правило в интересной форме-придумайте примеры к правилу Познавательные РегулятивныеЛичностные Познавательные Регулятивные Краткое описание задания Какие УУД развиваются Проект КоммуникативныеПознавательныеЛичностные Регулятивные Типовые учебные ситуации для формирования УУД Краткое описание задания Какие УУД развиваются Возможность использования ИКТ Оценка результатов Создайте набор типовых учебных ситуаций для формирования УУД.Разместите ваш материал в таблице Технологическая карта урока Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Структура технологической карты включает: название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение цель освоения учебного содержания планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД) метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы) основные понятия темы технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения) контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов Алгоритм урока открытия новых знаний в рамках системно-деятельностного подхода Подготовительный этап Шаг 1 – мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. Шаг 2 – рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием. Шаг 3 –постановка учащимися цели урока. Этап открытия новых знанийШаг 4 - разработка проекта выхода из затруднения. Шаг 5 –реализация готового проекта – открытие новых знаний. Шаг 6 – первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Заключительный этап-применение и рефлексияШаг 7 – самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуШаг 8 – включение в систему знаний и повторениеШаг 9 – рефлексия учебной деятельности на уроке Классификация уроков в рамках деятельностного подхода1. уроки «открытия» нового знания; 2. уроки рефлексии; 3. уроки общеметодологической направленности; 4. уроки развивающего контроля МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Оценивание метарпедметных результатов планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. ЧТО ТАКОЕ ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующее оценивание Этот термин «относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ разработаны критерии оценивания разных видов деятельности в процессе обучения;критерии оценивания открыты, они доводятся до обучающихся и точно комментируются;разработана рейтинговая система, т.е. определено сколько баллов «стоит» тот или иной вид деятельности;разработаны техники и инструменты оценивания, т.е. формы, бланки для фиксации хода работы и достижений обучающихся;оценивается в большей мере процесс, а не результат;важную роль играет рефлексия (т.е. оценивание как обучающимся, так и педагогом своих достижений);процедура оценивания обсуждается с обучающимися. Урок первичного предъявления новых знаний Урок формирования первоначальных предметных уменийУрок применения предметных уменийУрок обобщения и систематизации Урок повторения Контрольный урокКоррекционный урокКомбинированный урокУчебная экскурсияУрок решения практических, проектных задач Типы уроков по ФГОС Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы: 1).Уроки «открытия» нового знания; 2).Уроки отработки умений и рефлексии; 3).Уроки общеметодологической направленности; 4).Уроки развивающего контроля. Структура урока открытия нового знания: 1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3).Этап выявления места и причины затруднения. 4).Этап построения проекта выхода из затруднения. 5).Этап реализации построенного проекта. 6).Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 8).Этап включения в систему знаний и повторения. 9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Требования к современному уроку иностранного языка Работа с текстом как основа для изучения иностранного языкаСпециальное формирование метапредметных умений Ведущий вид деятельности – говорение в диалогической и монологической формахСохраняется традиционная логика урока: фон. и речевая зарядка, говорение, чтение, аудирование, письмо, проверка домашнего задания, самостоятельная работа Общие требования к современному уроку: Формулирование целей и задачПланирование ожидаемых результатов (личностных, метапредметных, предметных)Формирование мотивацииСоздание благоприятного климата на урокеФормирование УУД в рамках каждого элемента урокаПодбор средств достижения результата, адекватных поставленным целям и использование эффективных технологий Специфика структуры иностранного языка Коммуникативная направленность образовательной деятельностиНаличие фонетической и речевой зарядки, сочетание различных видов речевой деятельности, обучение грамматике не изолированно а в контексте видов деятельносиДоминирование говорения как приоритетного вида речевой деятельностиОрганизация диалогового взаимодействияНаличие игровых элементов в соответствии с возрастными особенностями – ролевые, интеллектуальные игры и т.д. Типы и структура современного урока английского языка Основные типы уроков прежние, но в них есть изменения.1) уроки изучения нового учебного материала;2) уроки обобщения и систематизации;3) комбинированные уроки;4) уроки контроля и коррекции знаний, речевых умений и навыков.