Презентация к уроку : «Строение и значение словосочетаний. Связь слов в подчинительных словосочетаниях». Русский язык 8 класс. Ссылка для просмотра урока: https://yadi.sk/i/gMRcezuXjjm6n


МБОУ «НОВОТИМОШКИНСКАЯ ООШ» Презентация к уроку «Строение и значение словосочетаний. Связь слов в подчинительных словосочетаниях»8 класс учитель русского языка и литературы Мишин Иван Георгиевич – первая квалификационная категория Ссылка для просмотра урока: https://yadi.sk/i/gMRcezuXjjm6n2015год. «Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...» «ЧТО ЖЕ СОПУТСТВУЕТ УСПЕХУ В ЖИЗНИ, МОИ ДОРОГИЕ УЧЕНИКИ?ВО-ПЕРВЫХ, САМА ЖИЗНЬ. ВО-ВТОРЫХ, НЕ СПЕШИТЕ.В-ТРЕТЬИХ, БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ТОМУ, ЧТО ПРИДЕТСЯ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ.В-ЧЕТВЕРТЫХ, НЕ СМЕЙТЕ ОТСТУПАТЬ, КОЛЬ УЖ РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО.В-ПЯТЫХ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ СИЛ И ЭНЕРГИИ.И ПРОСТО-НАПРОСТО НЕ СТРАШИТЕСЬ ОШИБИТЬСЯ В ЭТОЙ ЖИЗНИ». Тема урока: «Строение и значение словосочетаний. Связь слов в подчинительных словосочетаниях» Цель нашей работы – узнать, что такое словосочетание; чем сочинительные словосочетания отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются словосочетанием; способы связи слов в подчинительных словосочетаниях Сравните записи в двух столбцах. В каком из них мысль выражена точнее, полнее:Мальчик вежливый мальчиккорзина старая корзинаспустился спустился на парашютелуч солнечный лучэкскурсия экскурсия в музей- Как называются сочетания слов во втором столбике? -Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» на данный момент.1.Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.2.Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.3.Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.4.Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.(На полях тетради напротив темы урока) Прием «мозговой штурм». 1. Парная работа работа. Изучить в буклете разделы «Строение словосочетания», «Грамматическое значение словосочетания», «Способы связи слов в подчинительных словосочетаниях», «Синтактический разбор словосочетания» и заполнить таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал». Время на выполнение – 2 минуты. 2. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 2 минуты. 3. Выполнить после каждого раздела задания на закрепление. 4. Делаем выводы. Знаю Хочу знать Узнал 1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.4. Связь в словосочетании – подчинительная.- согласование- управлениепримыкание Строение словосочетания Выводы - Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.- Грамматическое значение словосочетания зависит от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание. АЛГОРИТМ Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.Определить часть речи зависимого слова.Изменяется ли зависимое слово?Если нет – примыкание.Если да – изменить главное слово.Изменяется зависимое слово?Если да – согласование.Если нет – управление. Главное слово + зависимое слово Виды словосочетаний(определяем по главному слову) Типы связи (определяем по зависимому слову) ИменныеИмя сущ., прилаг., числит., местоим. Согласование (род, число, падеж) ГлагольныеГлагол, причастие, дееприч. Управление(падеж) Наречные наречие Примыкание(смысл) Синтаксический разбор словосочетания ССЫЛКА ДЛЯ ПРОСМОТРА ВИДЕОУРОКА https://yadi.sk/i/gMRcezuXjjm6nИсточники:1. http://www.ug.ru/archive/296992. http://km.edu.tatar.ru/KBLessons.php#3. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B0&stype=image&lr=43&noreask=1&source=wiz