Презентация по литературе на тему Стихотворения К. Симонова Майор привез мальчишку на лафете…, С. Орлова Его зарыли в шар земной. (7 класс)
Тема урока: Стихотворения К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете...", С. Орлова "Его зарыли в шар земной". Заря встала над землей, заря встала.Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась. Фашизм без жалости шагал по всей планете. Застыли люди от беды, притихли дети. Ириадна Мордовина.
Симонов К. М. (1915 -1979) родился в Петрограде. Во время Великой Отечественной войны он работает военным корреспондентом. С этого времени темы войны, жизни и смерти навсегда входят в его творчество. Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска (Белоруссия). "Майор привез мальчишку на лафете..." Майор привез мальчишку на лафете.Погибла мать. Сын не простился с ней.За десять лет на том и этом светеЕму зачтутся эти десять дней.Его везли из крепости, из Бреста.Был исцарапан пулями лафет.Отцу казалось, что надежней местаОтныне в мире для ребенка нет.Отец был ранен, и разбита пушка.Привязанный к щиту, чтоб не упал,Прижав к груди заснувшую игрушку,Седой мальчишка на лафете спал.Мы шли ему навстречу из России.Проснувшись, он махал войскам рукой...Ты говоришь, что есть еще другие,Что я там был и мне пора домой...Ты это горе знаешь понаслышке,А нам оно оборвало сердца.Кто раз увидел этого мальчишку,Домой прийти не сможет до конца.Я должен видеть теми же глазами,Которыми я плакал там, в пыли,Как тот мальчишка возвратится с намиИ поцелует горсть своей земли.За все, чем мы с тобою дорожили,Призвал нас к бою воинский закон.Теперь мой дом не там, где прежде жили,А там, где отнят у мальчишки он. Словарная разведка Лафет - станок артиллерийского орудия Брестская крепость - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения 1) Какая трагедия постигла ребенка? 2) Как эта трагедия отразилась на внешности мальчика? 3) Что стало для ребенка безопасным местом после трагических потерь? 4) Откуда везли мальчишку на лафете? 5) Как называется прием, который автор использует в словосочетании "седой мальчишка", прижавший "заснувшую игрушку"? Какую роль в повествовании играет контраст? 6) От какого лица идет повествование и почему? 7) Чем стала для рассказчика, свидетеля событий эта встреча с седым мальчишкой? 8) Прочитайте последнюю строфу. Как вы понимаете ее содержание? 9) Какова тема данного стихотворения? Минутка воображения Поэт-фронтовик, молодой лейтенант, командир взвода тяжелых танков, Сергей Сергеевич Орлов (1921-1977), после начала Великой Отечественной Войны вступил в истребительный батальон народного ополчения Белозерска, составленного из студентов-добровольцев. Спустя два месяца его направили в Челябинское танковое училище. Стихотворение «Его зарыли в шар земной…» С. Орлов написал в 1944 году. Анализ стихотворения С. Орлова «Его зарыли в шар земной…»Его зарыли в шар земной,А был он лишь солдат,Всего, друзья, солдат простой,Без званий и наград.Ему как мавзолей земля —На миллион веков,И Млечные Пути пылятВокруг него с боков.На рыжих скатах тучи спят,Метелицы метут,Грома тяжелые гремят,Ветра разбег берут.Давным-давно окончен бой...Руками всех друзейПоложен парень в шар земной,Как будто в мавзолей...1944 Юные исследователи1) Что такое мавзолей?2) Почему стихотворение начинается местоимением?3) Почему стихотворение построено так, будто идет беседа о давно знакомом человеке?4) Почему в стихотворении соседствуют слова разных стилей? (книжные и просторечные).5) Прочитайте начало стихотворения - первые две строки - и последние три. Почему они перекликаются? С какой целью?6) Какова главная мысль стихотворения? Юные поэты Задание. Составить четверостишие о войне. Литературный диктант 1) Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» написано в ….2) Сергей Орлов – это …3) Брестская крепость – это…4) Тема произведения – это… "Микрофон"1. Меня удивило на сегодняшнем уроке...2. Я понял (-а),что...3. Мне понравились эти произведения тем, что... Организация домашнего задания 1. Подготовить биографию Ю. Друниной2. Выучить наизусть стихотворение "Я сколько раз видала рукопашный..." Оценивание учащихся