Презентация по обществознанию на тему самосознание 8 класс
Тема урока : Познай самого себя Цель: сформировать представление о многообразии познавательных возможностях человека Ученики должны знать, что Человек приобретает устойчивое стремление к познанию;Органы чувств помогают человеку познавать мир и себя непосредственно;У человека формируется «образ Я» - неповторимая система представлений, образов и оценок, которые относятся к самому себе. Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире и себе. Виды познания: обыденное, философское, социальное, художественное, научное Две стороны в процессе познания Субъект познания: человек, все общество;Объект познания: познаваемый предмет, весь окружающий мир; человек Две ступени познания понятия восприятие чувственное рациональное ощущение представление суждения умозаключения Ощущения – продукт взаимодействия человека и природы. Представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.Восприятие – целостные чувственные образы, возникающие при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с внешним миром.Представление – чувственно-наглядный образ, свободно сохраняемый в памяти и произвольно (или непроизвольно) воспроизводимый в создании. Понятие – форма мышления, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений.Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами и фактами их существования.Умозаключение – логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основанием. Задание 1: Приведите примеры, где человек является субъектом и объектом познания;Покажите «положительные» и «отрицательные» стороны чувственного и рационального познания. Сущностью процесса познания будет являться получение объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Среди философов нет четкого ответа на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания.Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно.Эмпирики – что это возможно сделать только при помощи ощущений.Рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум.Задание 2:Какой взгляд на познание мира вы разделяете? Докажите. Задание 3: Проанализируйте высказывания мыслителей. Согласны ли вы с ними? Ответ обоснуйте. Что связывает эти группы?«Никто не может судить о других, пока не научится судить о самом себе» (И. Гете)«Чем лучше узнаем себя, тем меньше доверяем другим» (А. Давидович)Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведем порядок в собственной жизни. (Б. Паскаль)Человек стоит перед своим Я, как пес перед дверью, которую нужно открыть для себя (А. Круглов) Проблема самосознания человека довольно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих на разных уровнях развития: Каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент;Каким он мыслит идеал своего «Я»;Каким это «Я» станет, если задуманное сбудется;Как это «Я» выглядит в глазах других людей. Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный образ «Я» Компоненты образа «Я»: познавательный (самосознание, знание себя), эмоционально-оценочный (ценностное отношение к себе), поведенческий (особенности регуляции собственного поведения Образ «Я» Реальное «Я» Идеальное «Я» Фантастическое «Я» Задание 4: Приведите примеры собственного образа «Я»