Психологический аспект преемственности – сопровождение процесса адаптации учащихся к новым требованиям ФГОС.


Преемственностьи адаптацияв образовательном пространствеГБОУ ЦО № 1602Психологический аспект преемственности – сопровождение процесса адаптации учащихся к новым требованиям ФГОС.Подготовила педагог-психологНарядчикова Анна Дмитриевна Преемственность – осуществление процесса поступательного развития человека на каждой ступени системы непрерывного образования, основанного на связи этапов обучения и развития ребенка. Этот процесс развития осуществляется при опоре и учете новообразований предшествующих этапов.Психологический аспект преемственности – сопровождение процесса адаптации учащихся к новым требованиям ФГОС. 1я кризисная точка системы непрерывного образования – переход из ДОУ в начальную школуДошкольные учрежденияЗадача ФГТ –научить ребенка учиться(формирование универсальных предпосылок учебной деятельности)Начальная школа Задача ФГОС НОО –учить детей самостоятельно учиться(формирование основ учебной деятельности: личный интерес)Осуществление преемственности заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, режима; развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка.Задача развить 3 сферы:личностнуюинтеллектуальнуюфизическуюВ условиях ФГОС НОО результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на: предметныеметапредметныеличностные Предметные результаты – учебные навыки, которые обеспечивают овладение учебными предметами: Кроме того, важны предметные результаты:Умение задавать и отвечать на вопросы;Умение оценивать как свою работу, так и работу других детей Метапредметные результаты - умения и навыки, которые необходимы для осуществления различных видов детской деятельности:Способность планировать свои действияСпособность оценивать, анализировать и управлять своим поведениемГотовность разрешать споры, конфликтные ситуацииОвладение логическими действиямиОвладение навыками смыслового чтенияНедостаточно сформированы у 1классников.Наиболее эффективное развитие получают во взаимодействии ребёнка с учителем ( т.к. взаимоотношения Я + взрослый являются наиболее значимыми для адаптации 1классника) Личностные результаты – умения, необходимые для формирования личностного интереса к деятельностиФормирование уважительного отношения к чужому мнению (72% учеников важно отношение взрослого человека к своему поступку)Формирование гражданской позицииРазвитие самостоятельности, личной ответственности (37% детей стараются преодолеть трудности в работе самостоятельно, 56% - обратятся за помощью к взрослым)Личностные достижения - участие во Всероссийской викторине «Страна вопросов»: Диплом 1 степени – 36 уч. Диплом 2 степени – 12 уч. Диплом 3 степени – 8 уч. Сертификат участника – 17 уч. Не все 1классники адаптированы к требованиямФГОС НОООсобенности адаптации:Одни дети отвлекаемые, неусидчивые, шумные, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать.Другие - скованны, робки, стараются держаться незаметно, при малейшей неудаче или замечании плачут.У некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к занятиям, предназначенным для очень маленьких детей. Резко увеличивается количество заболеваний.Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными. Алгоритм организации преемственности:Организация педагогом совместной деятельности с каждым ребенкомОрганизация работы над проектами с целью получения метапредметных результатовОрганизация педагогом наличия у каждого ребенка личностных, предметных результатовОпределение эффективности – диагностика, анализ. 2я кризисная точка системы непрерывного образования – переход из начальной в среднюю школуДошкольные учрежденияЗадача ФГТ –научить ребенка учиться(формирование универсальных предпосылок учебной деятельности)Начальная школа Задача ФГОС НОО– учить детей самостоятельно учиться(формирование основ учебной деятельности: личный интерес)Средняя школа Задача ФГОС ООО – учить детей учиться в совместной деятельности с одноклассникамиПреемственность по ФГОС ООО:Сформированность основных компонентов учебной деятельностиВозникновение новообразований - произвольность, рефлексия и понятийное мышление.Установление “взрослых” взаимоотношений с учителями и одноклассниками Проблемы преемственности в образовании при переходе из начальной школы в среднюю связаны с установлением взаимоотношений с одноклассниками, учителями: Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы учителями 5х классовРазличие в формах, методах преподавания учителей разных ступеней образования; содержании учебных курсов начальной школы и среднего звенаНедостаточное эмоциональное общение педагогов с детьмиПричины существующих проблем преемственности: Алгоритм организации преемственности:Договоренность об общих целях педагогов начального и среднего звенаСовместные уроки в 4кл учителей начальной и основной школыОпределение эффективности – диагностика, анализ.Задача педагога – знать затруднения учащихся, своевременно прийти на помощь 3я кризисная точка системы непрерывного образования – переход из средней в старшую школуДошкольные учрежденияЗадача ФГТ –научить ребенка учиться(формирование универсальных предпосылок учебной деятельности)Начальная школа Задача ФГОС НОО– учить детей самостоятельно учиться(формирование основ учебной деятельности: личный интерес)Средняя школа Задача ФГОС ООО – учить детей учиться в совместной деятельности с одноклассникамиПреемственность по ФГОС СОО:Самоопределение, определение жизненных перспектив(в первую очередь, профиля обучения)Связанные с особенностями возраста взаимоотношения с окружением: важность дружбы, общения, группыСтаршая школа Задача ФГОС СОО – учить учиться в совместной деятельности, личностное самоопределение Определение жизненных перспектив(осознанный выбор будущей профессии) 98% учащихся сделали выбор обучаться до 11 класса, руководствуясь внутренней мотивацией Проблемы преемственности в образовании при переходе из средней школы в старшую связаны с возросшей ценностью для учащегося личных решений, интимно-личностного общения с одноклассниками и учителями: Алгоритм организации преемственности:Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую старшекласснику и педагогу понять друг другаОпределить и донести до старшеклассников их обязанности и права, требования педагогаОпределение эффективности – диагностика, анализЗадача педагога – стать наставником, создать условия доверительного общения