Презентация Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка
Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка Критерии деления учащихся на группы: • объем имеющихся знаний;• культура умственного труда;• уровень познавательной активности;• способность к абстрактному мышлению;• умение анализировать и обобщать;• утомляемость от интеллектуальной деятельности;• уровень самостоятельности (желание самостоятельно учиться).Все эти критерии взаимосвязаны. A B C Каждый класс можно разделить на группы • Характеристика группС ♦ Имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу.♦ Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда.♦ Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны. Задача педагога: Тщательно организовать учебную деятельность учащихся.2. Подбор заданий высокой сложности.3. Не увеличивая объем, разнообразить задания. Задания для группы С Например:составление текстов диктантов;2) составление карточек-заданий по изученному материалу;3) сочинение лингвистических сказок;4) работа с дополнительной литературой;5) выполнение обязанностей консультанта;6) работа «учителем» (фрагменты урока). Характеристика группB ♦ Имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности.♦ У них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу. Задача педагога: 1. Главное внимание нужно уделить развитию познавательной активности учащихся, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.2. Таким учащимся необходимо создавать условия для развития. Характеристика группА ♦ Отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии.♦ Плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации. ♦ Затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации.♦ Не могут долго удерживать внимание.♦ Слабо знают ранее изученный материал.♦ Имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности. Задача педагога: Говоря о детях с пониженной обучаемостью, психолог З. И. Калмыкова утверждает, что в основе их отставания лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития. Задача педагога: 1. Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. 2. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме.3. На партах – словари и «папка – помощница». Задача педагога: 4. Посильные проверочные задания.5. Опорные карточки во время объяснения и закрепления материала.6. Зрительно – текстовая опора и индивидуальный темп работы.7. Тот же диктант (С, B), но с пропущенными орфограммами. Задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся. Выводы: Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение необходимых условий:♦ учитель хорошо знает ученика, его индивидуальные психологические особенности, его сильные и слабые стороны;♦ ученики достигли определенного уровня умений самостоятельно приобретать знания;♦ в классе есть коллектив;♦ свой «образ ученика» учитель должен подвергать критическому пересмотру. Примерная схема урока дифференцированного обучения 1. Совместная постановка задачи.2. Дифференцированное повторение необходимого материала.3. Совместное изучение нового материала. ( Для учащихся гр. A - повторение в облегченном варианте с учителем; гр. B. C. - работа по учебнику, если материал уже знаком.) Примерная схема урока дифференцированного обучения 4. Дифференцированное закрепление.5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.6. Общая проверка усвоения материала.7. Дифференцированное домашнее задание. Планирование урока: При планировании необходимо: - определить систему ЗУН, подлежащих усвоению; - подбор текстов упражнений, определение способов выполнения; - выделение наиболее сложных вопросов; - продумать пути взаимодействия групп, приемы проверки результатов. Варианты начала урока ♦ пятиминутки: «жужжащее чтение», «представление» прочитанной книги, вопросы учителя и учеников по прочитанным книгам; ♦ орфографическая разминка в форме диктантов по орфографии или др. темам; работа с деформированным текстом, текстовые диктанты. Самост. прочитать литературу, проанали-зироватьтекст. Работаютсамостоя-тельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме. Нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя,который использует наглядно-опорные материалы. Этап введения нового материа-ла С B А Этапы Дифференцированный подход на этапах урока Повышение уровня сложности. Этап закрепления A B C Этапы Дифференцированный подход на этапах урока Даются общие указания о требованиях к выполнению заданий; о путях и способах выполнения. Более детальныйкомментарий Помощь+самостоятельность C B A Роль педагога в работе с каждой из групп Расширение и углубление ЗУН;выполнение упражнений, требующих творческого подъема. Задание на углубленное изучение нового материала. Задание служит закреплению основ изученного и ликвидации пробелов в ЗУН. C B A Дифференцированное домашнее задание