Презентация к выступлению на педсовете Коучинг в образовании


Коучинг в образовании Выступление на педсовете педагога-психолога МАОУ ШИЛИ Диденко М.В. ФГОСы существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их на интерактивную и деятельностную основу. Обновление образовательного процесса происходит на основе инновационных технологий личностно-ориентированного и персонифицированного обучения. Школа сегодня ориентирована прежде всего на создание условий для проявления и становления личности как субъекта своей жизнедеятельности, способной к:собственному целеполаганию, самоактуализации, самореализации, саморегуляции, к развитию и проявлению своего творческого потенциала.Почему внимание к коучингу в образовании сегодня актуально и как он соотносится с реальными проблемами отечественной школы? «умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения». Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают формирование у учащихся: Новые требования к квалификационной характеристике ориентируют учителя на овладение компетентностями персонифицированной поддержки и сопровождения ребенка в процессе его обучения и развития (наставника, тьютора, коуча).Новый стандарт предполагает наличие у педагога умения обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся.. Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта.Коучинг как инновационная технология поддержки и сопровождения учащихся в обучении и индивидуально-личностном развитии является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта. новое направление в педагогической науке и практике, в основе которого лежит раскрытие внутреннего потенциала ученика. Коучинг в образовательной среде -«Мы похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом». Джон Уитмор coach впервые упоминается в XVI в., обозначает метод перевозки ;(«то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути»); в XIX в. слово коуч - «наставник» использовалось в английских университетах по отношению к человеку, который помогал студентам в подготовке к экзаменам;в западной науке появилось около 30 лет назад, первоначально относилось исключительно к области спорта и было эквивалентно понятию тренер;в сфере школьного образования впервые - в Норвегии в 2002 году; с 2010 года коучинг появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях. Как зарождался коучинг? обучать,наставлять, подготавливать, тренировать, воодушевлять. Коучинг -Коучинг- учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики, аналитики, бизнес-консультирования, педагогики и жизненного опыта. Коучинг - это средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его продвижения в любой сложной ситуации. не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, самоосознание, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания…,раскрыть внутренний потенциал,привести в действие системы мотивации. Цель коучинга в обучении-Коучинг не учит, а помогает учиться. Тимоти ГолвиПосредством процесса коучинга учащиеся углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни. перестать быть пассивными участниками образовательного процесса, перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой; самостоятельно приобретать знания;осознать свой потенциал, свои возможности, способности и максимально их использовать; развивать навыки; лучше выполнять свои учебные обязанности; четко осознать цели, к которым необходимо стремиться и понять пути их достижения, выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих стереотипов. Основная задача коучинга в обучении— помочь ученикам Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни. В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха. Фокус в сложных ситуациях не на ПРОБЛЕМУ, а на РЕШЕНИЕ Развитие и обучение с акцентом не на НЕДОСТАТКИ, а на СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Обучение не на ОШИБКАХ, а на УСПЕХЕ Ориентир не на то, ЧТО БЫЛО, а на то что МОЖЕТ БЫТЬ в будущем Акцент – не на ЗАДАНИЕ и КОНТРОЛЬ, а на ВЫЗОВ и ПОДДЕРЖКУ Все ответы внутри человека - человек себя оценивает сам Легкость, позитив, принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию. ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА Педагог-коучАктивно слушает, задает вопросы Помогает определить цель, составить план, принять решение, создать идеи, перейти к действиям Держит фокус на результат Вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу и стресс Дает обратную связь НОВАЯ РОЛЬ ПЕДАГОГА Педагог не просто ретранслятор знаний, а наставник, тренер, коуч(видит потенциал, растит личность). Новая роль педагога - РАСТИТЬ, а не учить, БУДИТЬ, а не принуждать. Педагог-коучне даёт совета и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с учеником; не учит, как делать ..., а создает условия для того, чтобы ученик сам  понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее удобный способ действия и сам  наметил основные этапы достижения  своей цели(принцип самостоятельности)  Коучинг- это процесс, ориентированный на эффективность и осознанность: то есть четкое понимание цели и направления движения «Вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!» Э. Парслоу и М. Рэй Что именно мне необходимо достигнуть? Как это конкретно будет выглядеть? Зачем мне это нужно? Как я узнаю о том, что достиг желаемого? Когда я готов начать этот процесс? Основные Сфокусированное слушаниеКоуч-позицияСоздание доверия (раппорт)Трансформационные, сильные вопросыЗаключение контрактаФормат конечного результатаSMART - правила формулирования цели, намерения, желанияШкалированиеКолесо балансаТехника "Ценностный образ"Техника стратегического мышления Техника "Стратегия гениальности"Техника "3 шляпы", "три стула"Ассоциативное мышлениеЦенности - критерииПирамида логических уровней4-х квадратное мышлениеЛиния времениТехника "Шакала состояний"Техника "проектирование способностей"Техника "Стол менторов" Техника "Лестница мастерства"Навыки "Продвинутой коммуникации"Коучинг КомандТехника "Корневая ценность"Позитивное мышление, ориентированное на результатВизуализация процессаЭлементы провокативных техникЭлементы Спиральной динамики Инструменты коучинга Вспомогательные Коуч-позиция - состояние полного и безоценочного принятия своего ученика со всеми его достоинствами и недостаткамиСоставляющие коуч-позиции:Безоценочное принятие клиентаУверенность в наличии ресурсов и возможностейИскренняя заинтересованность в долгосрочном развитии клиента и достижении им поставленных целейУмение быть совершенным «зеркалом», отражающим действительность клиентаКоуч-позицию можно сравнить с положением кинокамеры, снимающей определенный сюжет. Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого результата, способностей и возможностей обучения. Составляется учеником самостоятельно или совместно с учителем, репетитором или преподавателем курсов дополнительной подготовки. Основными признаками личностно-ориентированного процесса обучения являются:1) придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций;2) смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения;3) переориентация в доминировании содержательных целей образования с освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков на универсальные способы овладения метапредметными знаниями и общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, компетентностно-деятельностной культурой.Наиболее полно и эффективно коуч-позиция учителя может быть востребована и проявиться в личностно-ориентированном образовании. Он встраивается в любую педагогическую (образовательную) технологию личностно-ориентированного обучения (имитационно-ситуативную, разноуровневую, персонифицированную, модульную, проектную, сотрудничества в команде и др.). Особенность коучингового подхода Один и тот же учитель в одних ситуациях, например, при овладении обучающимися базовыми умениями и навыками, будет наиболее эффективен как наставник, в других, например, при выборе и построении учеником индивидуальной образовательной программы тьютором, а при его выборе профиля обучения и постановке образовательных или жизненных целей – коучем.Особенность коучингового подхода 1. Потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна (особенно на старшей ступени образования). 2. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя. 3. Новые требования к квалификационной характеристике ориентируют современного учителя на переход от компетентностей ментора и организатора деятельности учащихся к овладению компетентностями персонифицированной поддержки и сопровождения ребенка в процессе его обучения и развития (наставника, тьютора, коуча)Выводы Век живи – век коучись!