Выступление на педсовете на тему: Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста
Учитель начальных классов МКОУ СОШ №3,педагогический стаж работы 33 летТимошенкова Светлана Алексеевна
Системно - деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников
Основные задачи современного образования:не просто вооружить выпускни-ка фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации.
.
– метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности Деятельностный метод обучения
Основные положения технологии деятельностного метода обучения Процесс обучения естьвсегда обучение деятельности. Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Система дидактических принциповПринцип целостного представления о мире.у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип непрерывности.преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.Принцип минимакса.школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.Принцип психологической комфортности.снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».Принцип вариативности.предполагает развитие у учащихсявариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.Принцип творчества (креативности).предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.Принцип деятельности.формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
х
Включение в образовательный процесс ИКТ.
3.Постановка учебной задачи.Деятельность учителяДеятельность учащихсяСоздание настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного.Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.4.«Открытие» детьми нового знания. Деятельность учителяДеятельность учащихсяОрганизация диалога;использование приемов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.Ведение диалога;групповая или парная работа.
Деятельность учителяДеятельность учащихсяДает небольшой объем самостоятельной работы (2-3 задания);организация самоконтроля и самопроверки.Самостоятельная работа (выполнение письменных работ);самопроверка по эталону.Деятельность учителяДеятельность учащихсяОрганизация фронтальной работы;организация работы в парах по выполнению продуктивных заданий;исправление ошибок;при необходимости повторение материала заново.Фронтальная работа, работа в парах;решение продуктивных задач;ведут обсуждение (учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения);учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность за результат учебного труда.6. Независимая самостоятельная практика учащихся. 5. Первичное закрепление
7.Самоконтроль и самооценка результатов8. Подведение итогов учебного занятия. Деятельность учителяДеятельность учащихсяОпределение перспектив последующей работы;обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.Осознание результатов своей учебной деятельности;Самооценка результатов своей работы и работы всего класса.Деятельность учителяДеятельность учащихсяПрименение индивидуальных эталонов в оценке труда.Активизация оценочной деятельности через самооценку полученных результатов.
Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности«Учитель-ученик» «Ученик-ученик» Групповая работа Межгрупповое взаимодействие «Ученик-родители» Индивидуальная работа
Включение в образовательный процесс ИКТ.
Может применяться при изучении любого предметаОрганично сочетается с различными современными образовательными технологиямиОбеспечивает включение детей в деятельностьСоздаёт благоприятные условия для разноуровневого обученияОбеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятийПреимущества деятельностного подхода
Способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность.Преимущества деятельностного подхода
Преимущества деятельностного подходаПозволяет осуществлять:- формирование мышления через обучение деятельности (самоопределение, осознанное построение своей деятельности по достижению цели -самореализация, адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов - рефлексия);- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.