Презентация: Методический семинар в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016


Орловская область Ливенский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сахзаводская средняя общеобразовательная школа» Методический семинар Мосолова Евгения Валерьевна, учитель биологии Формирование экологической культуры школьников при реализации ФГОС нового поколения Какими словами заканчивается большинство сказок с прекрасными героинями?.. …и жили они долго и счастливо… Продолжительность жизни человека По данным Википедии (на основе An Age Database) 122 года По Павлову И.П. 150 лет Япония Средняя 82,07Мужчины: 78,73Женщины: 85,59 Россия Средняя 65,94Мужчины: 55,19Женщины: 73,1 Каковы причины несоответствия потенциальной продолжительности жизни и реальными показателями? Условия, влияющие на продолжительность жизни человека Экология человека - наука о взаимоотношении человека со средой обитания в различных аспектах и призваная определить оптимальные условия существования человека Экология (от греч. уikos) – наука о взаимодействии биологических систем между собой и с окружающей средой Экология как комплексная наука Экология Религия Общество Науки Искусство Культура Учёные экологи Экология как часть социумаКак такое возможно? Только экологически культурная личность, способная к гуманному отношению к природе, может осуществлять свою деятельность, не причиняя ей вреда, сохраняя и приумножая её биоразнообразие Формирование экологической культуры начинается в семье, а продолжается на уроках и во внеурочной деятельности в школе Педагоги и экологическое краеведение Основные цели изучения биологии по новым ФГОС формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системаховладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмововладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельностивоспитание ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в окружающей среде, экологической грамотностиовладение умениями оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму Создание педагогической системы Главная идея моей педагогической системы: осуществление обучения без изоляции от конкретных объектов природы, окружающих любого ученика в непосредственной близости воспитание у обучающихся любви к своей малой родине, её красоте и хрупкости - создание условий для развития у обучающихся всех приоритетных задач и духовных качеств посредством изучения, познания и осознания себя, как части природы, а не преподнесение набора готовых знаний Задача педагогической системы: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А. Дистервег Созданная система успешно реализуется в нашей школе Её элементы используются педагогами других школ Ливенского района и Орловской области С её основными идеями ознакомлены участники в II Всероссийской научно-практической конференции, в ОГПУ г.Омска, V международной научно-практической конференции ПГТУ (г. Пенза) Творческая новизна данной системы принцип метапредметного подхода в обучениипринцип диалогического общения принцип взаимнопомощи в устранении у детей пробелов в эколого-биологическом образованиипринцип рефлексивности и многомерности мышления ребенкаизучение экологии и биологии на конкретных объектах природы, окружающих детейпринцип системно – деятельностной организации воспитания Основные принципы данной системы взаимодействие дополнительного и основного школьного курса биологии и экологии Виды деятельности при формировании экологической культуры Экологическая культура Творческая и исследовательская деятельность Практическая деятельность Внеурочная деятельность Урочная деятельность Методы и приёмы для формирования УУД Уроки и занятияприродоохранного направления Экскурсии УУД Индивидуальная работа и работа в группах Практическая деятельность Наблюдения и опыты Творческая деятельность Методы и приёмы для формирования УУД Современные образовательные технологии для формирования УУД Проблемное обучение Технология развития интенсивного мышления УУД Опережающее обучение Мозговой штурм Проектная деятельность Исследовательская деятельность Современные образовательные технологии для формирования УУД Исследовательская проектная деятельность Перспективы развития педагогической системы «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд» Эмиль Золя Литература и Интернет-ресурсы Арбузова Е.Н. Общая методика обучения биологии. Омск, ОГПУ, 2010.Арманд Д.Л., 1978. Задачи человека в связи с преобразованием природы // Вопросы географии, Сборник 108, Природопользование (географические аспекты), М.: Мысль, с. 11—13. Бабакова Т.А. Экологическое краеведение в школе.Петрозаводск,1992.Беляева В.С. и др. Изучаем природу родного края. М., Просвещение,1974.Бикос А.Б. Биологические экскурсии в школе. М., Просвещение, 1990.Биология. Программа для начальной школы.Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. – С.77-83. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. М., Просвещение, 1996 «Большая энциклопедия природы» 16 томов М.: «Мир книги» 2003 г.Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Воронеж: ТЦ «Учитель» 2002 г.Боровицкий П.И. Наблюдения и опыты по ботанике в средней школе. Л.,Учпедиздат,1955.Бочаров С.Е., Ричин Ю.В. работа с лекарственными растениями в школе. Л.,Учпедиздат,1956 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.Вагина Т.Б. и др. Изучаем природные объекты // Биология в школе, № 3.М.: 2003,с.51Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985. Верзилин Н.М. Изучение природы в школе. М.: изд-во АПК, 1959.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и мл. школьного возраста (концепция и методические подходы). - М., 1996. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг», М.:«Просвещение»,1993 г.Винокурова Н.Ф. Формирование экологических знаний школьников и студентов на основе интегрального подхода // Загрязнения окружающей среды: проблемы токсикологии и эпидемиологии. - Пермь, 1993 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. Головкин Б.Н. и др. «Всё о комнатных растениях» М.: «Мир книги» 2003 г.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. «Детская энциклопедия» том 2 Биология М.: «Аванта +» 1995 г.Дмитриев Ю.Д. «Занимательная биология», М.: «Дрофа», 1996 г.Демьянков Е.Н. «Биология. Мир животных» (задачи, дополнительные материалы), М.: «ВЛАДОС»,2004г.Демьянков Е.Н. «Биология. Мир растений» (задачи, дополнительные материалы), М.: «ВЛАДОС»,2004г.Демьянков Е.Н. «Познавательные задачи по биологии и природоведению» (для классов с малой наполняемостьб базовой общей средней школы), Учебное пособие. ОрелЮ ОГПИ, 1993г. Дыбина О.В., Ракманова Н.П., Щетинина В.В.«Неизведанное рядом», М.: «Творческий центр», 2001 г.Есипов Б.П. ОПЫТ постановки эксперимента о целью выяснения эффективности метода обучения //Учен. зап. МШИ. - 1935. - С.85-102. Жирина Л.С., Демьянков Е.Н. Активизация внеурочной работы учащихся на пришкольном участке (5011кл.) – Орёл, ОГПИ, 1991.Захлебный  А.Н.  На  экологической  тропе  /  А.Н.  Захлебный.  -М.:  Педагогика,  1981,  с.21-31.Захлебный  А.Н.  Школа  и  проблемы  охраны  природы  /  А.Н.  Захлебный.  -  М.:  Педагогика,  1981.Зверев  И.Д.  Экология  в  школьном  обучении  /  И.Д.  Зверев.  -М.:  Педагогика,  1993,  с.84-92.Иванов П.В. Современное школьное краеведение. // Советская педагогика. 1990, №10. С.9–24 Историческое краеведение / под ред. Н.П. Милонова.- М., Просвещение. -1975. - С.178.Калинин В.Б. Гуманистическая модель экологического образования, Вестник АсЭкО, 1998,№ 1. Кондратьева Н.Н. и др. «Мы» (программа экологического образования детей) 2-е изд., Санкт-Петербург: «Детство-пресс»,2001 г. Ланге К.П., Тимофеев В.Е. Методика наблюдений над сезонными явлениями природы. Куйбышев: КППИ, 1972.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. Лучич М.В. «Детям о природе», М.: «Просвещение», 1989 г.Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе», М.: «Новая школа», 1993 г. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. Мосолова Е.В. Авторская программа «Экологическое краеведение», 2011. Мосолова Е.В., Демьянков Е.Н. «Экологическое краеведение во внеурочной деятельности младших школьников».//«Актуальные проблемы биологии и методики её преподавания в школе и ВУЗе» (Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции). Омск, ОГПУ, 2013. с. 100-101Мосолова Е.В. «Реализация ФГОС естественнонаучного профиля посредством внеурочной деятельности в сельской школе (экология)».// «Научная дискуссия: медико-биологические аспекты адаптации человека: инновационные технологии образования и здоровья в ХХI веке» Орел, ОГУ, 2013.с. 59-60Мосолова Е.В. «Опыт организации внеурочной деятельности».// «Проблемы и перспективы обучения по новым ФГОС» (Материалы региональной научно-практической конференции на базе ИУУ г. Орла). Орел,2014. с. 89-82Николина В.В. Эмоционально-ценностные отношения учащихся к окружающей среде. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. - 55с. Образцов П. И. Методы и методология психолого – педагогического исследования СПб.: Питер, 2004. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941) /отв. ред. Н.П. Кузин и др. М.: Педагогика, 1980. -192 с. ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" Пономарёва И.Н. «Экология», М.: «Вентана-Граф»,2001 г«Природные богатства Орловского края» сост. Пирогов В.Л., Дулин И.В., «Орёлиздат» 1997 г.Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981. Родин А. Ф. Внешкольная воспитательная работа в начальной школе (М., 1940). РохловВ.С. и др. «Занимательная ботаника» М.: «АСТ Пресс», 2002 г.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. Рупперт Метьюс «Атлас динозавров» М.: «Русич» 2004 г.Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников. //Начальная школа.-1991, N4, C. 24-27.Сидельковский, А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе [Текст]: методические рекомендации и разработки / А.П. Сидельковский. – Ставрополь: Пятигорский ГПИ, 1988. – С. 98.Суравегина, И.Т. Методическая система экологического образования / И.Т. Суравегина // Советская педагогика. – 1988. - № 9. – С. 31-34. Тарасов Л. В. Новая модель общего образования. Экология и диалектика. - М.: Авангард, 1996. - 19с. Теремов А.В. и др. «Занимательная зоология» М.: «АСТ Пресс», 1999 г.Трайтак Д.И. «Биология» (растения, бактерии, грибы, лишайники), М.: «Мнемозина», 1998 г. Д-р Хессайон Д.Г. «Всё о комнатных растениях» М.: «Кладезь Букс» 2003 г.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. М.: Педагогическое общество России,2000.-176 с.Шварц С.С. Метод морфо-физиологических индикаторов в экологии наземных позвоночных, Свердловск, 1968 (совм. с В. С. Смирновым и Л. Н. Добринским) Экологическое образование школьников / [А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева и др.]; Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. - М.: Педагогика, 1983. – 160 с.Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. Якубсон О. Л. Животный мир Ливенского края // На берегах Быстрой Сосны / Ред. коллегия: А. Ю. Максимов, О. Н. Булатников, О. Л. Якубсон, В. Н. Барабанов, Г. И. Цибизов. — Альманах 20. — Ливны: Издательство Ливенского краеведческого музея, 2005. — С. 3-60. — 114 с. г-та «Биология в школе»: № 26,27,28/ 2001 г., № 38/ 2001 г. Интернет-ресурсы http://www.5rik.ru/better/article-196596.htm http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-lyubvi-k-rodine-cherez-lyubov-k-prirode-rodnogo-kraja-iz-opyta-raboty-vospitatelja-mkdou-8-s-vostrecovo-bondare.html http://www.elena-kuzmina.ru/psixologicheskie-osobennosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5912/Itemid,88/ http://worldofteacher.com/2073-667.html http://www.coolreferat.com/ http://mir-prekrasen.net/referat/343-travyanistye-rasteniya.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1260249 http://megaznanie.ru/index.php/encyclopedia/biology/14-2010-07-05-06-50-28.html http://animals-world.ru/znachenie-zhivotnyx-v-prirode-i-zhizni-cheloveka/ http://zoo.rin.ru/cgi-bin/index.pl?art=166&idr=461 http://biofile.ru/bio/3662.html http://priroda36.ru/kraevedenie/razdel-shzivaya-priroda/808-lug http://blgy.ru/biology6/biocenosis-variety http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1689919 https://ru.wikipedia.org/wiki https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F0%EA http://pedsovet.su/publ/115-1-0-4333 http://www.playroom.ru/content/view/1242 http://luntiki.ru/blog/umnica/1152.html http://otvet.mail.ru/question/52252956 https://ru.wikipedia.org/wiki https://ru.wikipedia.org/wiki http://www.ukzdor.ru/lekar.html http://enc-dic.com/colier/Nasekome-4896/ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!