Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО


Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НООВыполнила:учитель начальных классовГБОУ ООШ №15Рябова Т.А. Можно принудить к учению, заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Радость, переживаемая в самом процессе познавательной деятельности или после ее завершения, есть важнейший источник мотивации познавательной активности                                                                                                                                                                                                                                                                                Ш.А. Амонашвили                                                                                                                 Цель: показать применение технологий оценивания учебных успехов. Задачи:изучить литературу по данной теме показать связи между самооценкой и успешностью обучения обобщить опыт работы по применению технологий оценки и самооценки обучающихся 2 Актуальность темы.Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей краткий анализ положения дел по развитию самосознания и самооценки младшего школьника.Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себеПротиворечие наблюдается в том, что по старым стандартам оценочная деятельность была сосредоточена в руках учителя. Поэтому самооценка складывалась по результатам, а процесс деятельности и этапы планирования и прогнозирования не находили в ней отражения. Самооценивание - осознание человеком, чем является для него то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя (отражение - отношения к себе). Результатом процесса самооценивания является самооценка - суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом. Выделяются частные самооценки - оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности) и общая (глобальная) самооценка, которую иногда называют самоуважением Традиционно различают разные уровни самооценки: высокий, средний и низкий. Дети с высокой самооценкой достаточно самоуверенны, готовы принимать собственные решения и отстаивать их при столкновении с различными проблемами; знают свои цели и ценности, могут принять как поощрения, так и упреки; могут быть лидером или ведомым в зависимости от ситуации.Дети с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят.. В последнее время многие психологи высказывают идею о том, что для оптимального функционирования необходим средний уровень самооценки, который является наилучшим для приспособления личности к среде, в межличностных отношениях, проблемных ситуациях. Параметры самооценкиПомимо уровня (высоты) самооценки выделяют и другие ее параметры: устойчивость (стабильность во времени), адекватность (правильность, истинность). Соответственно различают следующие виды самооценки: устойчивая и неустойчивая; адекватная и неадекватная; неадекватная оценка может быть завышенной и заниженной . предполагаемый конечный результат работы- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность;- умение предвидеть результаты их деятельности, прогнозировать последствия;- способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;- умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я». технология оценивания учебных успехов Адекватная самооценка - реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внутренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т.е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей. Работу по этой технологии начала в 1 классе с введением ФГОС.  Договорились с учениками, какими значками будем себя оценивать в тетрадях и прописях. Критерии оценивания уже заложены в дневниках-ежедневниках первоклассника.  Выбрали смайлики , проговорили критерии. В конце урока в дневниках напротив предмета ученики этими же смайликами оценивали «успешность» своей  работы на уроке. Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор» «Отличная работа! Молодцы!» - «Хорошая работа!» - «Не очень получилось» - «Волшебные линеечки» , описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно.У каждого ученика листок с двумя шкалами. С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика Н.Г. Лускановой «Лесенка успеха» «Карточка сомнений» применяются на уроках освоения новых знаний: + - «Я понял все»; -  - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; ? – «Не понял».На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки: V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО +  - НОВОЕ ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС 0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ Работа в парах (лист самооценки){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УтверждениеПолностьюсогласенЧастичносогласенНе согласенЗатрудняюсьответитьЯ в полной мере участвую в выполнении всех заданий    При разногласиях я принимаю другое решение    Большинство решений предложено мной    Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение    Работать в паре труднее, чем одному    Мне интереснее и полезнее работать в паре    : Работа в группах{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№заданийПоказательСамооценка1.Найдите родственные слова в стихотворении.Работали дружно, слушали друг друга Высказывали свою точку зрения, не ссорились Трудно было договориться. 2.С каким определением согласны? Работали дружно, слушали друг друга Высказывали свою точку зрения, не ссорились Трудно было договориться. 3.Составляем модельВсе работали одинаково Работал только один Кто-то работал больше, кто-то меньше других 4. Приглашаем «родственников» в гостиРаботали дружно, слушали друг друга Высказывали свою точку зрения, не ссорились Трудно было договориться.  «Лесенка» самооценки (чаще в конце урока) Применение листов самооценки на уроках ,  Анализируя понятие самооценки и факторы, влияющие на развитие самооценки младшего школьника,  мы выявили  ее взаимосвязь  с успеваемость ребенка,  успешностью учебной деятельности,  определяющейся учебными достижениями. Таким образом, можно сделать вывод о том,  что использование различных форм учета учебных достижений   можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки Самостоятельное и объективное оценивание своего труда позволяет предотвратить конфликты и споры по выставлению отметок, регулировать уровень умений и степень притязаний каждого ученика, способствует формированию адекватной самооценки, повышению интереса к процессу учебной деятельности «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Использованная литература1.Акимова, Г. Как помочь своему ребёнку [Текст] /Г. Акимова. – М.: Просвещение, 2006. – 208 с. 2.Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. — М.: Просвещение, 2008. – 174 с. 3.Аркушенко, А., Ларина, О. Психология развития и возрастная психология [Текст] /А. Аркушенко, О. Ларина. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.4.  Аспер, К. 4.Внутренний ребёнок и самооценка [Текст] /К. Аспер. – М.: Добросвет, 2008. – 368 с.5.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] /Л. И. Божович. — М.: Просвещение,1995. – 352 с. 6.Букин, А. Родительская школа [Текст] / А. Букин. – М.: АСТ, 2007. – 70 с.7.Колосовская А.А. Мониторинг образовательных достижений учащихся начальных классов на основе ИКТ [Электронный ресурс] – 8.URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/monitoring-obrazovatelnykh-dostizheniy-uchashchikhsya-nachalnykh-klassov-na(дата обращения 14.02.2014)9.http://infourok.ru/formirovanie-samoocenki-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-vnedreniya-fgos-417167.html10.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2011