Презентация к элективному курсу Подготовка к ОГЭ. Работа над сочинением-рассуждением в формате ОГЭ
ЧАСТЬ 3СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯТезисАргументы Выводы
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯТезис – главная мысль текста, главное утверждение, которое пишущий старается обосновать.Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями)или собеседником.Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯТезис: Чтение художественной литературы необходимо.Аргументы:Чтение расширяет кругозор;Чтение художественных произведений пробуждает эмоции;3) Художественная литература воспитывает нас, делает лучше и т.д.
15.1 СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУУМЕНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЗАДАНИЕМ 15.1:1) Извлекать информацию из текста, адекватно понимать и интерпретировать её в соответствии с темой и заданным типом речи;2) Уметь создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста;3) Уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам;4) Отбирать для анализа языковые явления;5) Аргументировать теоретический тезис;6) Логически последовательно излагать свою точку зрения.
15.1 АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ1. Сформулировать собственный тезис на основе высказывания автора.Тезис, т.е. положение, подлежащее доказательству, должен представлять собой интерпретацию заявленной фразы автора на теоретическом уровне.2. Привести различные доказательства (аргументы) этого тезиса – не менее двух аргументов из текста, иллюстрирующих различные языковые явления.3. Сделать вывод – заключение, подтверждающий заданный тезис.
15.1 Перед вами стоит задача: истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова и аргументировать свой ответ двумя разными примерами из прочитанного текста.Высказывания, предлагаемые вам для написания сочинения, предполагают в основном рассуждения по основным разделам языкознания – лексике и грамматике.
15.1 ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ДЛЯ АРГУМЕНТАЦИИМногозначность;Лексика с точки зрения стилистической окраски;Слова одной тематической группы;Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и т.д.)Лексика с точки зрения происхождения;Лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;Фразеологизмы;
15.1 ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ДЛЯ АРГУМЕНТАЦИИТропы (метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, сравнение, синекдоха, литота, эпитет, аллегория, перифраза и др.)Стилистические фигуры (антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора и др.)Грамматика – раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения речевых единиц. Грамматика занимается изучением строения слов (словообразование), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).
15.1 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ДЛЯ АРГУМЕНТАЦИИСловосочетания с разными видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание);Предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные)Предложения по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные);Простые предложения;Дву- и односоставные предложения;Неполные предложения;Распространённые и нераспространённые предлож.;Обособленные члены, однородные члены, обращения, уточняющие и поясняющие слова и предложения, вставные конструкции;
15.1 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ДЛЯ АРГУМЕНТАЦИИПрямая речь;Косвенная речь;Диалог;ССПСППБСП
15.1 СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИРиторические вопросы;Риторические восклицания;Риторические обращения;Синтаксический параллелизм;Анафора;Эпифора;Инверсия;Парцелляция;Многосоюзие/бессоюзие;Градация.
15.1 ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К СОЧИНЕНИЮ – ОПОРА НА ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ. ТАБЛИЦА РЕЧЕВЫХ КЛИШЕВСТУПЛЕНИЕ (формулирование тезиса):Я считаю, …На мой взгляд, …Бесспорно мнение автора о том, что…Попробуем разобраться в смысле этого высказывания…Я разделяю точку зрения …Автор убеждён в том, что…Я полностью согласен с …Я поддерживаю мнение ….
15.1ТАБЛИЦА РЕЧЕВЫХ КЛИШЕОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (АРГУМЕНТАЦИЯ):В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению.В качестве примера можно привести предложение … текста.Проиллюстрировать это лексическое (грамматическое) явление можно на примере … предложения текста.
15.1 ТАБЛИЦА РЕЧЕВЫХ КЛИШЕОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (АРГУМЕНТАЦИЯ):Рассмотрим …предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … Это подтверждает вывод о том, что…Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении №...В справедливости этой мысли можно убедиться на примере… предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как…
15.1 ТАБЛИЦА РЕЧЕВЫХ КЛИШЕЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОД)Таким образом, ….Итак, ….Значит, …Следовательно, …Исходя из сказанного, …Нам удалось доказать, что …Мы пришли к выводу о том, что…
СОЧИНЕНИЕ 15.2УМЕНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЗАДАНИЕМ 15.2Адекватно понимать информацию из прочитанного текста;Понимать основную мысль прочитанного текста;Уметь создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста;Уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам;Уметь устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её;Уметь выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме;Логически последовательно излагать свою точку зрения.
СОЧИНЕНИЕ 15.2ВСТУПЛЕНИЕ – ТЕЗИСТезис – это мысль, которую надо доказать. В вашем случае тезис – это главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать.Для того чтобы выделить тезис из высказывания, надо:прочитать текст и разделить его на структурные части;2) Выписать из каждой части предложение (или часть предложения), выражающее главное суждение (часть тезиса);3) Соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком. Здесь необходимо сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
СОЧИНЕНИЕ 15.2РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯАвтор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом…Смысл финала текста говорит нам о том, что…Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста: …Текст заканчивается словами: «…». Полагаю, речь идёт о том, что…Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…В этом фрагменте автор говорит о том, что…Смысл данного отрывка я понимаю так: …В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
СОЧИНЕНИЕ 15.2ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – АРГУМЕНТЫВ основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли, извлекая при этом аргументы (слова, фразы, предложения) из анализируемого текста.Начните с его внимательного повторного чтения.Выделите ключевые слова, предложения, несущие важную информацию.Определите тему текста (о чём текст?), идею (какую мысль хочет донести до читателя автор? Ради чего был написан текст?) Часто идея заключена именно в выделенном фрагменте.
СОЧИНЕНИЕ 15.2ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – АРГУМЕНТЫ4. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике. 5. Приступайте к поиску аргументов из текста.ПОМНИТЕ: нужно избегать пересказа текста, вы должны показать умение анализировать и рассуждать.РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕСправедливость этого высказывания можно доказать, обратившись к предложению …Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.Подтвердить эту мысль можно примером из … предложения текста.Предложение № … подтверждает мысль о том, что…
СОЧИНЕНИЕ 15.2ЗАКЛЮЧЕНИЕ – ВЫВОДЗдесь необходимо обобщить сказанное, ещё раз вернувшись к самому главному, и сделать вывод. Проверьте, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам.РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕВводные слова (итак, следовательно, значит, таким образом).Мы пришли к выводу о том, что…Подводя итог вышесказанному, можно сказать…Делая выводы из выбранных нами доказательств …, и т.д.
* Русский языкОтметка «4» выставляется, если ученик набрал от 25 до 33 баллов, из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».Отметка «5» выставляется, если ученик набрал от 34 до 39 баллов, из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Предмет / Оценка5432Русский язык *34–39, из них не менее 6 баллов за грамотность25–33, из них не менее 4 баллов за грамотность15–240–14Математика **22–3215–218–140–7Таблица перевода баллов ОГЭ 2016 в оценки (по пятибалльной системе)