Презентация по информатике Элементы формальной логики (10 класс) 
Автор:Григорова Елена Сергеевна,Учитель информатики МБОУ Гимназии № 4 г.о. Самара Логика — совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления.Логика как наука о законах и формах мышления изучает абстрактное мышление как средство познания объективного мира.  Первый этап развития логики связан с работами Аристотеля (384 – 322 г.г. до н.э.). Он впервые дал систематическое изложение логики, подверг анализу человеческое мышление и его формы. Второй этап связан с Джоржем Булем (1815 – 1864г.г.). В его работах логика приобрела свой алфавит, свою орфографию и грамматику. Основные понятия логики:  понятия; суждения; умозаключения. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Например, мы ощущаем запах цветка, вкус ягод или температуру воды. Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов (портфель, трапеция, ураганный ветер). Понятия в языке выражаются словами.  Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Например, перед нами яблоко. С помощью зрительного анализатора мы воспринимаем такие его свойства, как форму и цвет, с помощью вкусового анализатора определяем, кислое оно или сладкое, с помощью обонятельного анализатора ощущаем его аромат. В результате создается целостное отражение предмета. Представление - это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той и иной форме. Например, яблока перед нами в настоящий момент может и не быть, но мы можем себе его представить, описать его свойства. Признаки предмета могут быть существенными и несущественными. В понятиях отражается совокупность существенных признаков, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.Понятие имеет две основные характеристики: содержание и объем. Содержание понятия — совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии. По содержанию понятия подразделяются на сравнимые и несравнимые. Несравнимые понятия далеки друг от друга по своему содержанию и не имеют общих признаков (например, птица и монета).К сравнимым понятиям относятся:  совместимые (род - вид, вид - род, вид - вид, целое -      часть, причина - следствие, последовательность и т.д.),   противоположные (высокий стол -низкий стол),   противоречивые (высокий стол - невысокий стол)и др.  Объем понятия — множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия. Выделяют понятия общие и единичные.Рассмотрим отношения между понятиями по объему. Их легко представить, если обозначить объемы понятий кругами (такое представление называется диаграммами Эйлера-Венна). 1.Тождество или совпадение объемов, означающее, что объем одного понятия равен объему другого понятия. Такие понятия называются равнообъемными или взаимозаменяемыми. Пусть А - «столица России», а В - «город Москва». Тогда: 2. Подчинение или включение объемов. В этом отношении находятся понятия, когда объем одного из них полностью включен в объем другого. Пусть А - «кошка». В - «живое существо». Тогда: 3. Исключение объемов - случай, в котором нет ни одного признака, который бы находился в двух объемах. Пусть А - «стол», В - «дружба». Тогда: 4. Пересечение или частичное совпадение объемов. Пусть А - «ученик», В - «отличник». Тогда  5. Соподчинение объемов - случай, когда объемы двух понятий, исключающие друг друга, входят в объем третьего. Пусть А - «понедельник», В - «вторник», С - «дни недели». Тогда: Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация.Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение или сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое.Классификация - это распределение предметов по группам.  1. Приведите примеры понятий из повседневной жизни, а также из курсов математики, русского языка, истории, географии и информатики.2. Как правило, в загадке в замысловатой форме дается описание существенных признаков некоторого предмета. На основании этой информации требуется догадаться, о каком предмете идет речь. Примеры:Маленькое, сдобное.Колесо съедобное. (Бублик)Не машина, а железный,Со шляпкой, а не гриб. (Гвоздь) Придумайте сами загадки для понятий «телефон», «стол», «дискета», «записная книжка», «мышка», «школа». Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или их отношениях.Суждение характеризуется содержанием и формой.Содержание суждения - это то, о чем в нем идет речь, его смысл.Логическая форма суждения - его строение, способ связи его частей. Суждение включает в себя три элемента:  субьект;  предикат;  связку. Субъект - отражает предмет мысли.Предикат - отражает свойства предмета.Связка устанавливает отношения между субъектом и предикатом. Выделяют четыре вида суждений:1) общеутвердительные - «Все A суть В»; например: «Все рыбы - животные», «Все квадраты - прямоугольники»;2) общеотрицательные - «Никакое А не есть В»; например «Никакая рыба не является птицей», «Никакой треугольник не является квадратом»;3) частноутвердительные - «Некоторые А суть В»; например: «Некоторые прямоугольники - квадраты», «Некоторые люди курят»;  4) частноотрицательные - «Некоторые А не суть В»; например: «Некоторые грибы несъедобны», «Некоторые треугольники не являются равнобедренными».  Выделите субъект, предикат и связку в следующих суждениях:    1) все яблоки имеют круглую форму;    2) некоторые девочки носят косички;    3) все мальчики - футбольные болельщики;    4) все апельсины - оранжевые;    5) некоторые четырехугольники не являются квадратами;    6) никакие волки не могут читать.  2. Употребляя слова «все», «некоторый», «каждый», «ни один», укажите отношения по объему между следующими понятиями:    1) прямоугольный треугольник и равнобедренный треугольник;    2) равносторонний треугольник и равнобедренный треугольник;    3) прямоугольник и ромб;    4) прямоугольник и квадрат;    5) ромб и квадрат;    6) прямоугольник и окружность.  Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение - заключение.Существует очень много форм получения умозаключений (рассуждений).  Рассмотрим одну из них.Если все А являются В, а все В являются С, то все А являются С. Чтобы достичь истины при помощи заключений, надо соблюдать законы логики. 1. Постройте правильные умозаключения:   1) Все имена существительные изменяются по падежам и числам.         Слово «урок» - имя существительное. Следовательно ...                      2) Все ученики, которые учатся в первую смену, приходят в школу в           8ч. Сережа учится в первую смену. Когда приходит в школу        Сережа?   3) Названия городов - имена собственные. Имена собственные          пишутся с большой буквы. Значит ...     4) Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5. Известно,            что данное число не делится на 5. Следовательно…  2. У сестер Юли и Тони - было три платка: один розовый и два голубых. Увидев на Юле один из этих платков. Тоня поняла, что она может надеть только голубой платок. Какой платок был на Юле?3. Мама купила 4 шара красного и голубого цветов. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров какого цвета купила мама? Григорова Елена Сергеевна,Учитель информатики МБОУ Гимназии № 4 г.о. Самара