Разработка «Творческие игры как средство развития понятийного интеллекта ребенка на уроках математики в 5-6 классах»


Разработка «Творческие игры как средство развития понятийного интеллекта ребенка на уроках математики в 5-6 классах»   Автор: Тяпкина Елена СергеевнаДолжность: учитель математикиМесто работы: ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика м.р. Волжский Самарской областиСтаж работы: 3 года Актуальность данной работы состоит в том, что бы мотивировать учащихся, с помощью игровых технологий открыть для себя что то новое и заинтересовать их.В новых федеральных документах говорится, что понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.Актуальность и обоснование темы со ссылками на нормативно-правовую базу Обучающиеся: Должны стать более заинтересованы в изучении предмета математика с помощью игровых технологий;представляют уровень мотивации к уроку.В образовательном процессе: - увеличилась глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности; - созданы комфортные условия для проведения устного счета на уроках математики;Ожидаемые результаты осваиваются правила поведения;приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся;накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями.В процессе игры: Теория К. Гросса. Игра служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Теория игры Г. Спенсера. Источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Теория К. Бюлера (теория функционального удовольствия). Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием.Фрейдистские теории игры.В игре видят реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни.Игровые технологии: Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Признак педагогической игры — четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;учебная деятельность подчиняется правилам игры;учебный материал используется в качестве ее средства;в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Игра отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. «10 пальцев»«Кости цифр»«Плоды математики»«M&M's»«Светофор»Игры: Игра предполагает развитие моторики ребенка. Материал: напальчники с цифрами от 0 до 9 на каждого ребенка в классе. Инструкция: учащиеся одевают напальчники с 10 цифрами по порядку с 0 до 9. Учитель дает задание на устный счет. Дети должны поднять те пальцы, на которых даны цифры ответа. «10 пальцев» Игра предполагает развитие не только умственных математических действий, но и коммуникативных УУД. Материал: кубики с цифрами.Инструкция: два ребенка бросают кости, например на сложение, и говорят цифры, которые выпали, дети в классе дают ответ. «Кости цифр» Игра предполагает развитие математического мышления. Материал: дерево с «плодами» на магнитах, плоды – это ответы; примеры для устного счета, записанные на доске. Инструкция: ребенок должен установить соответствие между ответом на пример и плодом. «Плоды математики» Класс делится на две группы: «желтых» и «красных». Первые получают карточки с «вопросами», вторые – с правильными «ответами». Каждый «желтый» должен найти своего «красного». «M&M's» Класс делится на три группы: «красных», «желтых» и «зеленых». Каждый должен найти свой «Светофор».«Светофор» Опыт работы в данном направлении показал динамику роста активности в процессе проведения игр. Игры «10 пальцев», «Кости цифр» и «Плоды математики» и другие могут использоваться в рамках игровой технологии, ведь не случайно отечественный психолог Даниил Эльконин говорил том, что обучение должно входить в мир ребенка через ворота детской игры. Учитель, в свою очередь, имеет возможность с помощью игры привлечь интерес учащихся и активизировать их познавательные способности. Активность на уроке предполагает его проведение в более динамичной атмосфере, что соответствует быстрому темпу мышления современного ребенка. Заключение и выводы: Спасибо за внимание!