Равные среди равных (по произведениям В.Г.Короленко Слепой музыкант и Рубен Гонсалес Гальего Белое на черном
Равные среди равных(тема детей c ограниченными возможностями здоровья в произведениях русской и зарубежной литературы)Выполнила: Мустафина Диляра Айдаровна,ученица 9 класса МБОУ «Гимназия №1 им.Ч.Т.Айтматова п.г.т. Кукмор» Руководитель: Шайхутдинова Равия Габдулфатовна,учитель русского языка и литературы
Объектом исследования являются два произведения русской и зарубежной литературы, в которых отражена жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность исследования Психологическая картина личности в наибольшей степени формируется в школе, поэтому важно, чтобы подростки научились быть толерантными к своим сверстникам с ОВЗ, а в школе этому могут научить учителя с помощью литературных произведений
на основе произведений русской и зарубежной литературы, в которых затрагивается данная проблема, проследить, может ли человек с ограниченными возможностями здоровья стать полноправным членом коллективаЦель исследования
В ходе исследования мы обратились к таким произведениям художественной литературы, как повести Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант» и Рубен Гонсалес Гальего «Белое на черном».
Задачи исследования изучить произведения художественной литературы, рассказывающие о детях с ограниченными возможностями;выяснить, какую роль общество сыграло в том, чтобы они стали полноценными членами общества;Провести анкетирование:учащихся 7-10 классов о том, какие произведения художественной литературы они знают о детях с ограниченными возможностями; родителей о том, какую роль они играют в формировании правильного толерантного отношения к детям с ОВЗ; предложить свои методы решения проблемы свободного общения между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ.
Новизна работы состоит в том, что в ней прослеживается поиск ответа на вопрос:«Что помогло детям с ограниченными возможностями здоровья сохранить чувство человеческого достоинства и стать такими, как все, и даже лучше, чем все?»
В.Г.Короленко писал: «Для создания повести «Слепой музыкант» материалом послужили воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения за мальчиком (моим учеником), который постепенно терял зрение, и, наконец, за одним взрослым слепым человеком, развитым и образованным, и вдобавок музыкантом по профессии».
«Белое на черном». Именно так назвал Рубен Гонсалес Гальего изданный в 2002 году вариант своей книги.В этом автобиографическом произведении нашла свое отражение вся нелегкая судьба ребенка, которому уже в начале его жизни поставили диагноз ДЦП и которого обрекли на переселение из одного советского интерната в другой.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Гипотезы дяди Максима отражаются в его словах, он говорит: «…у меня нет ноги и руки, но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли…»
Самое главное, чего боится Максим, что Петр лишится воли, а значит, ничего не добьется в жизни. Он говорит: «…у него пока есть все шансы развить все остальные способности, чтобы хотя бы отчасти заменить свою слепоту…»
Рубен никогда не видел своих родителей. Когда он был маленьким, лет до шести мечтал о маме, но ему грубо объяснили, что чернокожая мать его бросила. Так рухнула первая детская мечта. Только став взрослым, узнал, что его дедушка – генеральный секретарь коммунистической партии Испании.
Что помогло этим людям обрести счастье?Незрячий Петр стал пианистом Рубен с диагнозом ДЦП стал писателем
Что вы знаете о детях с ограниченными возможностями здоровья?
Считаете ли вы нужным относиться к детям с ОВЗ, как к особенным?
Назовите произведения художественной литературы, в которых рассказывается о жизни детей с ограниченными возможностями
Выводы: Получается, учащиеся нашей школы мало знают о детях с ограниченными возможностями или не интересуются такими детьми, ведь дети с ограниченными возможностями обучаются индивидуально, и мы практически о них ничего не знаем. А может, недостаточно произведений написано о таких детях или они не включены в школьную программу? А современные подростки читают сейчас очень мало или вообще не читают, ограничиваются в основном только школьной программой, поэтому эта тема для них закрыта.
На примере рассмотренных нами произведений видим, что и здоровые дети, и дети с ОВЗ приобретают жизненно необходимые навыки и способности в процессе общения между собой. Современное общество медленно, но верно движется в направлении построения гуманного общества, об этом свидетельствуют молодежные общественные организации, внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения, основной целью которых является помочь адаптироваться детям с ОВЗ.
Спасибо за внимание!