«Организация психолого-педагогического обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного обучения»
«Организация психолого-педагогического обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного обучения» Учитель-логопед, высшая квалификационная категорияМБДОУ № 177 г. Ростова-на-ДонуМарченкова Галина Александровна.г. Ростов-на-Дону2016 г. Содержание: Понятие интегрированного обученияУсловия эффективности интегрированного обученияОбязанности педагогаКритерии оценки школьной зрелости и адаптационных возможностей учащихся Факторы, определяющие коррекционно-развивающие задачи урока в работе с интегрированным ребёнкомМежгрупповая дифференциацияВнутригрупповая дифференциацияХарактер изменений педагогических условий обучения Средства, обеспечивающие вариативность условий учебной деятельности детей Критерии сложности учебного задания Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психологаКритерий личной успешности ребенка в ходе интегрированного обучения Логическая структура психолого-педагогического сопровожденияКомпоненты предметно-пространственной коррекционно-развивающей средыПринципы организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды. Понятие интегрированного обучения Интегрированное обучение – совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. Условия эффективности интегрированного обучения Первое условие: – подготовленные к решению коррекционно-развивающих задач педагоги;– специалисты коррекционного профиля деятельности (психолог, дефектолог) Обязанности педагога Педагог интегрированного обучения долженпонимать характер имеющихся у ребёнка трудностей и их причину;уметь определять коррекционно-развивающие задачи в работе с интегрированным ребёнком (совместно со специалистами коррекционного профиля)на необходимом уровне владеть методами коррекционной работы;знать, как включать коррекционно-развивающую работу в структуру учебного занятия;владеть технологией дифференцированного обучения. Критерии оценки школьной зрелости и адаптационных возможностей учащихся 1. Состояние здоровья.1) здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций (I группа здоровья);2) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (II группа здоровья);3) больным хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохранными функциональными возможностями организма (III группа здоровья);4) больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма (IV группа здоровья). 2. Социально- психологическая готовность к школе. Желание учиться в школе Учебная мотивация Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию Организованность поведения Кругозор Развитие речи 3. Развитие психологических предпосылок учебной деятельности. Познавательная активность, самостоятельность Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установление закономерностей) Произвольность деятельности Темп деятельности Факторы, определяющие коррекционно-развивающие задачи урока в работе с интегрированным ребёнком Наиболее общие проблемы характерны для развития данной категории детей и требующие преодоленияКонкретные проблемы (в их сочетании) характерные для данного ребёнкаАспекты познавательной деятельности (мышление, внимание, память, моторика и др.), которые будут наиболее активно работать в процессе занятияЧерты личности (воля, работоспособность, целеустремлённость, контактность и др.), которые необходимо задействовать для достижения дидактической задачи Методические подходы к организации учебной деятельности интегрированных учащихся Необходимость более частой смены видов деятельности при работе с детьми с отклонениями в развитииНеобходимость смены ведущего анализатора в ходе урокаПри выборе ведущих методов педагогической деятельности (словесных, наглядных, практических),следует учитывать характер ведущего нарушенияВключение детей в учебную деятельность на уровне посильной трудности (учёт индивидуальных познавательных возможностей – технология дифференцированного обучения) Межгрупповая дифференциация предполагает включение детей в группы для проведения занятий развивающего характера, направленных на стимуляцию индивидуальных способностей (через систему дополнительного образования, кружковую, секционную работу) или занятий коррекционной направленности, обеспечивающих преодоление имеющихся нарушений и на этой основе социализацию детей. Внутригрупповая дифференциация осуществляется в процессе проведения фронтальных занятий со всей группой и проедполагает выделение внутри групп подгрупп с учётом особенностей развития детей, работающих в разном темпе, получающих разный объём помощи, выполняющих задания различной сложности. Характер изменений педагогических условий обучения -вариативность организации и режима учебной работы учащихся в соответствии с их познавательными возможностями;-индивидуализация коррекционной помощи учащимся (помощь в преодолении имеющихся нарушений развития психофизиологических и психологических функций, эмоционально-волевой и личностной сферы);-индивидуализация развивающей помощи (развитие индивидуальных способностей, склонностей, интересов). Средства, обеспечивающие вариативность условий учебной деятельности детей темп учебной деятельности;объем выполняемой на уроке работы (условие, тесно связанное с предыдущим); уровень сложности учебных заданий; наличие или отсутствие дополнительных средств наглядности (опорные схемы, таблицы, иллюстративный материал); использование заданий, данных в учебной игровой (дидактическая игра) формах; степень оказываемой помощи в процессе выполнения задания. Критерии сложности учебного задания количество элементов, с которыми надо выполнять действия, правил, которые надо учитывать при выполнении задания; полнота данных в условии (в условие включаются избыточные данные, либо наоборот, в условии недостает какого-то элемента, который надо самостоятельно восполнить); уровень сложности содержания задания (соответствующие различным этапам освоения учебных умений, знаний) Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога развитие зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза и пространственных представлений; развитие мелкой моторики руки и зрительно-моторных координаций;развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;развитие мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения, установление закономерностей;развитие памяти, вниманияразвитие речи (лексики, грамматического строя, связной диалогической и монологической речи) и др. Критерий личной успешности ребенка в ходе интегрированного обучения динамика основных показателей здоровья детей; полнота и качество усвоения учебного материала по программам коррекционного обучения; преодоление нарушений развития психофизиологических и интеллектуальных функций;уровень учебной мотивации, интерес к учению;сформированность основных компонентов учебной деятельности;успешность социализации в образовательной среде, социально-положительная направленность системы отношений ребенка, связанных с учебной деятельностью Второе условие - организация психолоо-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Логическая структура психолого-педагогического сопровождения 0 этап – подготовительная и сопровождающая работа со сверстниками; – консультационная работа с семьёй (на протяжении всего интегрированного обучения)Цель – создание условий социальной адаптации учеников с ограниченными возможностями1 этап – психолого-медико-педагогическая диагностикаЦель – выявление особенностей развития ребёнка, его потенциальных возможностей и на этой основе определение необходимых для него условий обучения. Логическая структура психолого-педагогического сопровождения (продолжение) 2 этап – разработка индивидуального образовательного маршрутаЦель – определение педагогических условий интегрированного обучения для каждого ребёнка с учётом особенностей его развития Определение уровня образовательной программы (общеобразовательная, I , II …VIII вида)Определение формы обучения (в специальном классе, в общеобразовательном классе, в условиях домашнего обучения)Разработка рекомендаций по индивидуальному подходу к ребёнку в процессе обучения (темп, объём выполняемой учебной работы, виды помощи, средства наглядности и др.)Определение сопровождающей коррекционной работы специалистов (психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог) Логическая структура психолого-педагогического сопровождения (продолжение) 3 этап – реализация индивидуального образовательного маршрута4 этап – мониторинг развития и усвоения образовательной программы в ходе интегрированного обучения ребёнка (на протяжении всего интегрированного обучения)Цель – выявление индивидуальной результативности ребёнка в ходе интегрированного обучения. Компоненты предметно-пространственной коррекционно-развивающей среды МакросредаФункциональные помещения: кабинет психологакомната психологической разгрузки (тёмная сенсорная комната)светлая сенсорная комната(может располагаться в классной комнате)логопедический кабинетфизкультурный зал (коррекция нарушений физического развития)Учебные классы интегрированного обученияМикросредаДидактические пособия, обеспечивающие наглядность, индивидуализацию, решение коррекционных задачДидактические и игровые пособия, обеспечивающие социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья Принципы организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды: Принцип эмоциогенности среды, комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка;Принцип стимулирующей направленности средыПринцип коммуникативной направленности средыПринцип насыщения среды образами красоты, добра, гармонии;Принцип создания условий для развития деятельности ребёнка (деятельностной направленности)Принцип насыщения среды элементами, способствующими коррекции нарушенных функций;Принцип минимальной достаточности;Принцип безопасности среды; Список литературы: Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. - М. : ACADEMIA, 2006. - 238 с.Овчарова, Р. В. Психология родительства : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2005 - 362 с.Ткачева, В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. – 2005. - №1. - С. 25 - 34.Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития