Нарушения речи у детей младшего школьного возраста
Подготовила: педагог-психолог МБОУ «СОШ №16» Чеховская Татьяна АнатольевнаНарушения речи
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети: плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса).
Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью,двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.
При наличии органического поражения мозга отмечаются:неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.
Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться: негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.
Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем,излишняя стимуляция речевого развития ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающихсемейная отягощенностьречевыми нарушениями.
Поведение детей с общим недоразвитием речи (ОНР)носит гиперактивный характер, имеются двигательная расторможенность, импульсивность, сниженный уровень самоконтроля, общая тревожность, дети испытывают негативное отношение к ситуации проверки знаний, достижений, возможностей, у некоторых детей низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Некоторые испытуемые пребывают в состоянии эмоциональной напряженности, которая зачастую является ситуативной. Поведение детей без нарушения речевого развития более конструктивно, дружелюбно.
Анализ результатов по методике Р. Жиля «Межличностное отношение ребенка» - старшие дошкольники для испытуемых с ОНР и нормой речевого развития наиболее значимым взрослым является мама. Если сравнивать отношение детей к матери и отцу, то видно, что к матери относятся трепетнее, чаще к ней обращаются и ожидают помощи именно от нее. Следующим по значимости является отношение детей к другу, для данного возраста характерно общение и взаимодействие со сверстниками. У испытуемых с общим недоразвитием речи по шкалам общительности и социальной адекватности результаты значительно ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития. Дети с ОНР, как правило, чаще вступают в конфликт со сверстниками и ближайшим социальным окружением, чем дети с нормой речевого развития.
У детей с ОНР познавательная, эмоционально-волевая сферы нарушены в большей степени, чем у детей без нарушений в речевом развитии. Семьи у детей с ОНР в большинстве случаев благополучные, родители уделяют большое внимание психологическому развитию детей, способствуют полноценному интегрированию ребенка в общество, прикладывают все возможные силы к тому, чтобы как можно лучше устранить или скорректировать данное нарушение.В семьях детей с ОНР 1–2-го и 2–3-го уровней общую напряженность и тревожность ощущают папы. Они проявляют себя проблемно в системе взаимосвязей с членами семьи из-за излишней эмоциональной зависимости от них. Их поведение в семье является неустойчивым, настроение часто меняется, они могут быть спокойными, уравновешенными либо, наоборот, агрессивными или вспыльчивыми. При этом мамы не испытывают чувства тревожности, семейную ситуацию оценивают адекватно и проявляют гибкость в семейном взаимодействии.
Таким образом, в поведении детей дошкольного возраста вследствие ограниченных возможностей психоречевого развития отмечается ряд особенностей: несвоевременность, конфликтность, агрессивность, вспыльчивость либо пассивность и замкнутость.
Для коррекции особенностей поведения детей дошкольного возраста с ОНР необходим методический материал, который включает:релаксационные упражнения, позволяющие ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранять более ровное эмоциональное состояние; упражнения на развитие личностной сферы детей, повышение уверенности в своих силах; развитие эмпатии; формирование навыков конструктивного поведения.
РекомендацииЗаниженная или завышенная самооценка ребенка (позиции «Я – плохой, Ты - хороший», «Я – хороший, Ты - плохой», «Я – плохой, Ты - плохой»)Причины неадекватной самооценки ребенка следует искать в семье, во взаимоотношениях с родителями. Часто изумленные родители узнают, что их ребенок считает себя плохим и думает, что родители его не любят. «Мы же все ему отдаем! Мы так его любим! Ни в чем не отказываем!» Если тот же тест с лесенкой предложить родителям (поставить своего ребенка на одну из ступенек), зачастую оказывается, что они ценят ребенка выше, чем он сам себя. Откуда же возникает такое противоречие? Значит, мы не можем донести до ребенка информацию о том, что мы его любим и ценим. Исследования психологов подтверждают, что игнорирование (вспомните, как часто мы отвечаем ребенку, не отрываясь от газеты или телевизора) ребенок воспринимает как сообщение: «Мне нет до тебя дела!», «Я тебя не люблю», критику ошибок как сообщение «Ты не можешь!», наказание ребенок чаще всего воспринимает как сообщение: «Ты плохой!»Что же получается? Нельзя ничего запрещать, критиковать и наказывать ребенка? Это не так. Отсутствие запретов и наказаний тоже может восприниматься ребенком как равнодушие и безразличие родителей. Когда вообще не существует запретов, а любое абсурдное требование ребенка выполняется, то страдает способность малыша различать пригодность и целесообразность его инициатив — он оказывается полностью дезориентированным. «Что хорошо, а что плохо?».
Нужно уметь критиковать и наказывать правильно. А главное, чтобы наказание не было единственным способом проявления внимания к ребенку (часто мы обращаем внимание на ребенка только тогда, когда хотим сделать ему замечание, «повоспитывать», очень неохотно хвалим).Никогда нельзя говорить ребенку: «Ты плохой!» (Плохая девочка, плохой мальчик), вместо этого можно выразить недовольство поведением, а не самим ребенком («Мне не нравится, когда кто-то стучит по столу», «Я расстраиваюсь, когда ты не слушаешься» и т.д.).Замените также свои реплики «У тебя не получится!», «Разобьешь!», «Сломаешь!» на «Попробуй...получится в следующий раз, зато ты здорово умеешь...», «Осторожней!», «Держи крепче!» и т.д.Порой ребенок интерпретирует как отсутствие любви к нему недостаток наших улыбок, приветливых взглядов, простых прикосновений. Тогда и начинаются у него «приступы непослушания», «агрессивные выпады» или постоянное нытье. Родители сердятся, а причина, по словам Росса Кэмпбелла, в опустошенности резервуара любви, который мы постоянно должны наполнять. Особенно, пока ребенок маленький, и семья для него — большая часть мира. Конечно, делая замечания, предостерегая, бросая хмурые взгляды на малыша, мы вовсе не хотим сказать ему, что больше не любим его, но он понимает это именно так.Посылайте ребенку свои сообщения любви. Они содержатся в приветливых взглядах, ласковых словах: «Как хорошо, что ты у меня есть!», «Я рада, когда ты дома!», «Я скучаю без тебя» и т.д. Иногда тон важнее слов, обратите внимание, как часто вы говорите: строго, резко или сердито. Попытайтесь изменить тон и интонацию, объясняйте более дружелюбно, чтобы малыш не думал, что его не любят.
Неуверенность ребенка в себеИзвестный семейный терапевт Вирджиния Сатир пишет, что четыре объятия в день жизненно необходимы, а для хорошего самочувствия нужны восемь (приветствия или прощания не имеются в виду). Большинство же родителей прикасаются к своим детям только по необходимости, например, помогая им одеться, сесть в машину и т. д. Особенно плохо обстоит дело с мальчиками: уже до года они получают в 5 раз меньше физической ласки, чем девочки. Уменьшение физических контактов между взрослыми и детьми также происходит, когда дети начинают ходить в дошкольные учреждения.
Неуверенность ребенка в себеБольше прикасайтесь к своему ребенку, делайте массаж, обнимайте, тискайте, гладьте по голове. Чем больше физического контакта, тем лучше. Мальчикам необходимо такое же проявление любви, как и девочкам. Но не заласкивайте!По мере того, как потребность в объятьях и поцелуях уменьшается, потребность в физическом контакте остается: возня, борьба, похлопывания по плечу, шутливые потасовки прекрасно подойдут.
Неуверенность ребенка в себеРебенок должен чувствовать, что его ценят и воспринимают как личность. Необходимо предоставлять ребенку выбор и уважительно относиться к его творениям.Давайте ему маленькие поручения: подмести пол, протереть со стола, подать что-нибудь и т. п. Со временем он научится это делать лучше. Не спешите все сделать за него, лучше приучать отвечать за свои поступки и устранять последствия, например, рассыпал крупу, пусть собирает, помогите только чуть-чуть.Выдавайте ребенку «лавры в кредит», хвалите его много и преувеличенно. Никому не хочется исправляться, когда постоянно тычут недостатками, зато, если в тебя верят, так хочется оправдать ожидания. Например, необязательно ругать ребенка, что он разбросал игрушки, можно сказать: «Какой прекрасный дворец ты построил, а если еще и конструктор соберешь в коробку, будешь такой молодец!»
Неуверенность ребенка в себеС ребенком постарше можно всей семьей сыграть в такую игру: все перечисляют и записывают на листке свои плохие и хорошие качества. Каждый рассказывает, чем он гордится в себе, а что ему не нравится, и хотелось бы изменить. Помогите ребенку, если он затрудняется.Попросите ребенка нарисовать себя в прошлом, настоящем и будущем. Обсудите, каким он был, каким стал, каким хотел бы быть.
Подавленные эмоции и неумение выражать свои чувстваЗачастую взрослые подавляют свои эмоции. Дети, живущие рядом со взрослыми, привыкают к тому, что это правильно. Кроме того, нередко кажется, что никаких особых переживаний и проблем у ребенка не должно быть, а значит и подавлять ему нечего. Но ребенок не реже взрослого попадает в трудные ситуации, а значит, имеет право на чувства (конечно, имеются в виду в первую очередь негативные: гнев, обида и т.д.). Принимать и проявлять свои чувства — это то, чему родители должны научить своего ребенка. Ведь спрятанные эмоции всегда найдут выход. Намного хуже, когда они выходят в виде соматических заболеваний, речевых нарушений и т.д. Итак, признайте вместе с ребенком негативные эмоции и научитесь управлять ими.
Подавленные эмоции и неумение выражать свои чувстваУчите ребенка рассказывать о своих переживаниях. Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, подавлен, поговорите с ним. Только не на ходу, а в спокойной обстановке, когда вам никто не мешает. Спросите «Что-то случилось?», «Ты чем-то расстроен?», «У тебя грустное лицо!», «Тебя кто-то обидел?» Возможно, ребенок не сразу вам ответит, будьте терпеливы, потихоньку расспрашивайте и пытайтесь вместе разобраться.
Подавленные эмоции и неумение выражать свои чувстваРебенку трудно выразить то, что он чувствует, часто он вообще не может разобраться в своих чувствах и понять, что же происходит. Если вы догадываетесь, что с ним происходит, поговорите с ним в духе активного слушания. Например, «Ты очень злишься, тебе даже хотелось бы что-нибудь разбить...» С паузами, давая ребенку если не высказаться, то хотя бы осознать свои чувства. Поверните эмоции в позитивное русло и в процессе разговора выводите его на то, что все злятся иногда, и можно, например, побить подушку, чтобы злость вышла, а потом успокоиться и разобраться во всем спокойно.Пусть ребенок нарисует на листке бумаги свой страх (или злость, ненависть, обиду, капризы). После этого попросите ребенка скомкать с силой листок, обратите внимания, какой маленький комочек бумаги, пусть сжимает как можно сильнее, а потом выбросит его.
Подавленные эмоции и неумение выражать свои чувстваОбязательно нужно играть в «грязные игры» (это полезно не только малышам): мните глину или пластилин, играйте с мокрым песком, рисуйте пальчиковыми красками, месите тесто (его можно и побить).Очень хорошо снимает напряжение вода, ее можно переливать, наливать, брызгаться.Пусть ребенок нарисует что-нибудь под приятную гармонизирующую музыку. Можно рисовать и без музыки, например, свое настроение, очень хорошо это делать пальчиками.Попросите ребенка разрисовать себя или раскрасить лица родителей (специальными красками), сделать вам прическу. Этот удивительный тактильный контакт и возможность распоряжаться родителями дает максимальный эффект.
Подавленные эмоции и неумение выражать свои чувстваИграйте в «подражалки» и «изображалки». Попросите ребенка изображать разных людей: как они ходят, какое у них выражение лица. Учите наблюдательности: «Как папа приходит с работы?», «Как бабушка печет пироги?» и тд. Это помогает ребенку примерить и понять состояния других людей.Поиграйте с ребенком в «зеркало»: сядьте напротив друг друга, повторяйте гримасы друг друга. Ребенок учится наблюдать и видит себя «со стороны».Побеситесь, подеритесь подушками, не подавляйте двигательную активность ребенка. Такие игры можно регламентировать (когда это никому не помешает) или ходите вместе в спортзал.Предложите ребенку несколько портретов, пусть попробует отгадать, какие это люди, что чувствуют, что любят.
Спасибо за внимание!