Презентация Использование приёмов технологии критического мышления на уроках литературы для развития мыслительной деятельности учащихся


Использование приёмов технологии критического мышления на уроках литературы для развития мыслительной деятельности учащихсяУчитель русского языка и литературыМБУ СОШ №74 г.ТольяттиДанейкина Н.П. Из истории создания Её авторы - американские учёные и преподаватели Стил, Мередит, Темпл, Уолтер.ТРКМВ России эти идеи нашли отражение в методических пособиях Загашева.И.О., Заир-Бека С.И., Муштавинской И.В. и др. Цель технологии:развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться мыслить самостоятельно Построение урокаОсмыслениеРЕФЛЕКСИЯ ВЫЗОВПозволяет актуализировать уже имеющиеся знания по данной теме, вызвать интерес к ней.Позволяет получить новую информацию, осмыслить её и соотнести с уже имеющимися знаниями.Позволяет обобщить полученную информацию, сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому материалу. Приёмы, «работающие» на стадии вызоваИгра «Верите ли вы?»1Мозговой штурм2Ассоциация3Таблица «Знаю-Узнал»4

Верите ли вы, что у Пушкина было очень много знаменитых предков?что сначала поэт научился говорить на французском, а лишь потом на русском языке?что первые стихи поэт сочинил в пятилетнем возрасте?что Пушкин учился в лицее? Мозговой штурмAdd Your TitleAdd Your TitleДобрый волшебник с Урала,Герой замечательных снов.Чтобы нам грустно не стало,Сказочный отпер засов.Только засов отворился,В сказку открылася дверь:Запах лесов заструился,-В мир ты волшебный поверь.Чтоб Огневушка смешнаяК кладам открыла нам путь,Или змея голубая,-Книги прочесть не забудь.По сказу П.П.Бажова «Хозяйка Медной Горы» О ком, на ваш взгляд, эти строки? Аргументируйте свой выбор ответа! Почему Бажова поэт называет сказочником? Какие произведения этого писателя вам знакомы?
Приём «Ассоциация» (по рассказу А.И.Куприна «Белый пудель»)Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «белый пудель»?Почему именно так называется это произведение?Что может произойти в рассказе с таким названием? Таблица «Знаю-Узнал»До чтения текстаПоэтБыл военнымМ.Ю.Лермонтов «Бородино»После чтения текстаРодился в 1814 году.Нерадостным было детство.Увлекался литературой.Интересовался историей.Погиб на дуэли.


Приёмы, «работающие» на стадии осмысленияЧтение с остановками1Ромашка Блума2Дерево предсказаний3Двойной дневник4

Чтение с остановками Текст читается по частямКаждая часть анализируетсяДетям задаются вопросы, представляющие собой ромашку Блума Ромашка БлумаПростые вопросыУточняющие вопросыИнтерпретационные вопросыОценочные вопросыТворческие вопросыПрактические вопросы По сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая Солнца»Где происходят события, описанные в произведении?Когда происходят события? Назовите действующих лиц.В какой момент жизни они описаны?Как автор относится к героям? Какие слова передают это отношение? Приведите примеры из текста.Почему у жителей села дети вызывают добрые чувства?Какие слова вы считаете ключевыми в первой части? Во второй? Прочитайте их. Почему вы их считаете ключевыми?Как вы думаете, что из себя представляло заветное место, где росла клюква?Как бы вы поступили, собираясь в лес за клюквой? Что бы вы взяли с собой? Двойной дневник ЦИТАТА1.«Грязная и некрасивая»,«изменилась до неузнаваемости»,«вновь промокшая, грязная».2. «… с тех пор собака не доверяла людям».3. «Собака выла… и потому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветная ночь…» По рассказу Л.Андреева «Кусака» КОММЕНТАРИЙМеняется внешность Кусаки в зависимости от отношения людей. Прочитав этот эпизод, я поняла, почему собаки не доверяют людям. Я ужаснулась бес-сердечию людей, захотелось помочь бездомным животным. Приёмы, «работающие» на стадии рефлексииСамооценка1Письмо по кругу2Нарисуй счастье3 СамооценкаЯ понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…У меня получилось…Меня удивило…Мне захотелось…Было трудно… Письмо по кругу( на примере произведения М.Ю.Лермонтова «Бородино») 1. Что заставило молодого солдата задать вопрос: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаромФранцузу отдана?» 2. Что заставляет старого солдата с гордостью говорить о прошлом:«Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя;Богатыри - не вы!»?3. Какую оценку дадите вы исторической битве? Нарисуй счастье ДоброРадость Итоги работыФормирование мыслительной деятельности учащихсяПовышение интереса к предметуУмение вдумчиво читать и обсуждать прочитанноеУмение вести аргументированную дискуссиюУмение систематизировать и анализировать информацию www.themegallery.comСпасибо за внимание!