Презентация курсовой работа на тему:Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте


Анализ литературы по данной темеВыдвижение гипотезы экспериментаВыбор методов исследования самооценкиИзучение самооценки детейУстановление связей между самооценки и успешностью обученияАнализ результатов самооценкиФормулировка выводов и разработка рекомендаций Проблема успеваемости очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы:как преподаватель учит;как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие. Специалисты разных отраслей педагогической науки уделяли преимущественное внимание одной или другой стороне данной проблемы. Так, дидакты основным объектом изучения делают педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодолению неуспеваемости. Психологи же направляют внимание на изучение особенностей личности неуспевающих учащихся, проявляющихся в процессе учения, на выявления своеобразия самого процесса их учебной деятельности. На вопрос – каковы типичные сочетания особенностей школьников, определяющие характер неуспеваемости – отвечают психологические исследования. Дидактическая основа для таких исследований содержится в работе А.М.Гельмонта. В этой работе дан дифференцированный анализ неуспеваемости школьников и ее причин. Один из критериев, который положен А.М.Гельмонтом в основу дифференциации неуспеваемости носит психологический характер – это степень легкости (или трудности) преодолимости отрицательного явления. Основное значение приобретают причины, зависящие от учащегося:плохая подготовленность и значительные проблемы в знаниях;отрицательное отношение к учению;отсутствие привычки к организованному труду, недостаточный уровень общего развития. Свои исследования А.А. Бударный использует для обоснования необходимости введения на уроке дифференцированных форм обучения. Изучая исследования психологов, он наблюдал, как учащиеся одного класса воспринимают и усваивают материал урока. Деля учащихся на группы А.А.Бударный опирается на такие психологические особенности: 1) обучаемость, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения знаний; 2) работоспособность. А.А.Бударный считает, что пониженная обучаемость компенсируется высокой работоспособностью и, наоборот, высокая обучаемость безрезультатна в сочетании с низкой работоспособностью. В исследованиях по психологии обучения, направленных на анализ особенностей обучаемости сочетаются две задачи: 1) выяснение того, как, какими способами школьники самостоятельно «добывают» новое знание; 2) установление видов помощи, какие необходимы для того, чтобы школьникмог успешно справиться с заданием. Иначе говоря, процесс обучения опосредуется индивидуально психологическими способностями ученика, а также вследствие того, чему и как обучают ученика. В конце 50-x годов Д.П.Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебной деятельности, о ее значении в психическом развитии ребенка. Он выделил 2 типа ведущей деятельности: деятельность в системе "ребенок-общественный предмет" и деятельность в системе "ребенок-взрослый", где усваиваются цели, мотивы деятельности, нормы человеческих взаимоотношений. Учебная деятельность относится к группе деятельностей, выделяющих в предмете те или иные их стороны. Особенность учебной деятельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Характер усваиваемого содержания является внешней, независимой от субъекта формой существования действительности, которая оказывает влияние на его психическое развитие. Были вычленены такие структурные компоненты, как учебная задача, учебные действия и операции, учебные действия контроля и оценки. Работы, проведенные Н.Ф.Добрыниным, показывают, что общее значение получаемых в школе знаний постепенно переходит в личную значимость их для учащихся, связанную с потребностями, интересами и убеждениями личности. В результате этого знания преобретают все более действенный характер. Только правильно организованное обучение, лишенное формализма, приводит учащихся к более полному пониманию значимости получаемых знаний и тем самым готовит их к участию в жизни. Его исследования показывают, что когда объективная значимость знаний, умений и навыков действительно понимается учащимися, становится для них ясной, вызывает у них положительное отношение и интерес к ним, то эти знания и усваиваются более успешно. Таким образом, анализ исследований, посвященных психологическим проблемам успешности обучения, показывает, что на пути к решению этих проблем сделано немало. Однако еще возникает много вопросов о причинах, обуславливающих трудности в учении. Необходимо более углубленное изучение особенностей личности школьника, помогающие ему в устранении трудностей и успешному эмоциональными реакциями учеников на оценки, замечания, товладению им школьной программой. В практике школьной жизни учителю на каждом шагу приходится сталкиваться с отрицательными ребования, на трудности в учебной работа. Часто учитель не понимает источника этих реакций, а эти реакции являются, с одной стороны, показателем какого-то неблагополучия в воспитании ребенка, о другой - они сами влияют на отношение ребенка к учению, к школе, к учителю, на формирование его взглядов и интересов, на формирование его личности. Эти реакции могут быть разной глубины и силы, разной длительности. Так, роли самооценки в формировании уверенности и неуверенности школьника в своих знаниях и в своих силах посвящена работа Е.А.Серебряковой. Автор показала, что в зависимости от характера саммоценки (ее адекватности, устойчивости) у школьника возникает уверенность в себе, неуверенность или самоуверенность, т.е. определенные черты характера. В результате исследования автору удалось выявить целый ряд условий формирования самооценки: роль, функция и место в этом процессе оценки другими людьми деятельности ребенка, значение оценки самим ребенком результатов собственной деятельности. Е.А.Серебрякова также сделала вывод о том, что самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера не ограничивается рамками одной какой-либо деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности.Из целого ряда исследований следует, что важным фактором формирования личности ребенка является оценка его окружающими взрослыми. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он требованиям, которые ему предъявляются, иначе говоря, от того, насколько удовлетворяется потребность ребенка в положительной оценке. Наряду с этим очень рано у детей возникает самооценка, т.е. способность оценивать свои качества и умение, которые, в свою очередь, начинают определять его поведение. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности начинают играть все большую роль в жизни ребенка и в формировании его личности. Она становится все более устойчивым образованием. На определенном этапе развития потребность в сохранении сложившейся самооценки может стать не менее, а иногда, даже более значимой, чем потребность оценки окружающих. Эти вопросы были предметом обучения в исследованиях М.С. Неймарк, Л.С. Славиной. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Поэтому, самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Они ждут только неудачи. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению. Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки личности. Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов, К мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским. Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 3 и 4 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника. Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметок в журнале и в вербальной форме. Между этими двумя формами оценок имеется существенное различие. Оценка, которую учитель ставит в журнал, является официальным документом. Поэтому учитель ставит ее на основе специально разработанных критериев и требований общества. Вербальная оценка не менее ответственна для учителя, чем оценка в журнале. Она позволяет педагогу учитывать сложившуюся ситуацию, подчеркивать прилежность учеников, которым трудно дается учеба, и наоборот, выражать осуждение способных, но ленивых из них. Психологи и педагоги специально изучают влияние, которое оценки учителя оказывают на ребенка. Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел. Результаты оказались следующими; лучше всех справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель портил настроение своими замечаниями. Совершенно неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех, кому учителя делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал. Этот опыт очень убедительно показал, что человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, т.к. она еще формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению. Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны безусловно соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка. Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), - это глубокая вера в растущего человека, в его возможности. Для того, чтобы провести экспериментальную работу, я выявила главную цель исследования: определение влияния самооценки младшего школьника на успешность обучения. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения. Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки». Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Учитель дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы: 1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным? 2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит? 3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают? Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям: - совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя; - характер аргументации самооценки: - устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы. Цели: Раскрыть сущность самопознания, сложность и  глубину этого процесса.Формировать у учащихся умение объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми, толерантными.Развивать у детей наблюдательность, навыки самоанализа.Оборудование: раздаточный материал (рабочие листы к уроку, тест «Проверьте свои знания!», тест «Твоя самооценка»).Ход урока I. Организационный моментII. Изучение нового материала А) Самовосприятие. Этапы самопознания Б) Беседа о самопознании. Самооценка В) Тестирование Г) «Я»-концепция Д) Игра «Зеркало» как путь к «Я» открытомуIII. Заключение IV. Итог  3. Тестирование Я предлагаю вам ответить на вопросы теста «Твоя самооценка. Какая она?» - возьмите листы оранжевого цвета - и суммировать набранное количество баллов.Тест «Моя самооценка»1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то? а) очень часто – 1 б.; б) иногда – 3 б.2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы: а) постараетесь победить его в остроумии – 5 б.; б) не будете ввязываться в соревнование, отдадите ему должное и выйдете из разговора – 1 б.3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое: а) то, что многим кажется везением, на самом деле результат упорного труда – 5 б.; б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств – 1 б.; в) в сложной ситуации главное – не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить – 3 б. 4. Вам показали шарж или пародию на вас, вы: а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное – 3 б.; б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его – 4 б.; в) обидитесь, но не подадите вида – 1 б.5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека? а) да – 1 б.; б) нет – 5 б.; в) не знаю – 3 б.6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите: а) духи, которые нравятся вам – 5 б.; б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся – 3 б.; в) духи, которые рекламировали в недавней телепередачи–1б. 7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни? а) да – 1 б.; б) нет – 5 б.; в) не знаю – 3 б.8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы? а) да – 1 б.; б) нет – 5 б.; в) иногда – 3 б.9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо: а) да – 5 б.; б) нет – 1 б.; в) не знаю – 3 б.10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе один из 3 цветов: а) голубой – 1 б.; б) желтый – 3 б.; в) красный – 5 б. 50-38 баллов: Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать своё «я», выделять своё мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. У вас есть один недостаток – слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». 37-24 балла: Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. 23-10 балла: Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность: своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом…остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? кто внушил вам, что думающий человек постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.- Даны 9 одинаковых кружков (показываю на доске) По моему сигналу опустите глаза и зачеркните тот кружок, на который сразу глянете. Интерпретация: если в центре (4, 5 кружок) – нормальная самооценка, левее – высокая самооценка, правее – низкая самооценка). Вы можете сопоставить результаты этих двух тестов. Этот тест – это показатель вашего физиологического ощущения. Готовы ли вы работать дальше? Я попрошу Вас показать с помощью рук ваше желание работать дальше. ( Показать скрещенные руки, открытые ладони, ладони сжатые в кулаки – ничего не интерпретируя. Для ведущего этого небольшая диагностика эмоционального состояния группы: скрещенные руки – закрытость, сжатые в кулак – злость, открытые ладони – желание идти на контакт, работать дальше. Обязательно будут участники, испытывающие негативные эмоции – Можно спросить: Можем ли мы что – нибудь сделать для вас?). Смелость  Хвастовство доброта грубость любознательность лень трудолюбие трусость вежливость зависть усидчивость лживость честность жадность правдивость драчливость настойчивость  жестокость активность обидчивость Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу". Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть. Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.   Для подтверждения выдвинутой мною гипотезы, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения, мы провели следующие исследования. На I этапе мы выявили успешность обучения детей в 3,4 классах. На II этапе мы выявили особенности самооценки детей младшего школьного возраста. На III этапе мы сравнили результаты полученной на первом и втором этапах, то есть выявили взаимосвязь самооценки и успешности обучения. Показателями успешности обучения являются отметки выставленные учителем, которые представлены в таблицах 1, 2. № Фамилия учащихся Оценка учителя Выбор оценки учеником Самооценка 1. Ахромцев С. 4 3 Заниженная 2. Белова Н. 4 5 Завышенная 3. Степанова Е. 5 4 Заниженная 4. Желез А. 3 4 Завышенная 5. Коваленко А. 4 5 Завышенная 6. Джангельдин Б. 4 5 Завышенная 7. Коваленко Л. 4 5 Завышенная 8. Пейков Г. 4 5 Завышенная 9. Ляхов Б. 4 5 Завышенная 10. Чайнркова И. 4 5 Завышенная 11. Зябкина Д. 4 5 Завышенная 12. 5 4 Заниженная 13. 4 5 Завышенная 14. 4 4 Адекватная 15. 4 4 Адекватная № Фамилия учащихся Оценка учителя Выбор оценки учеником Самооценка 1. Ахромцев С. 4 4 Адекватная 2. Белова Н. 4 4 Адекватная 3. Степанова Е. 5 5 Адекватная 4. Желез А. 5 5 Адекватная 5. Коваленко А. 4 3 Заниженная 6. Джангельдин Б. 5 4 Заниженная 7. Коваленко Л. 4 5 Завышенная 8. Пейков Г. 4 4 Адекватная 9. Ляхов Б. 5 4 Заниженная 10. Чайнркова И. 5 4 Заниженная 11. Зябкина Д. 4 4 Адекватная 12. 4 3 Заниженная 13. 3 3 Адекватная 14. 4 3 Заниженная 15. 4 3 Заниженная Анализируя особенности самооценки учеников третьего класса я выявила, что, 13% детей имеют адекватную самооценку, а 86,7% имеют неадекватную самооценку. Из них 66,7% - завышенную самооценку, 20% - заниженную самооценку. Таким образом мы видим, что большинство учеников третьего класса имеют завышенную самооценку. Анализируя результаты полученные при исследовании учеников третьего класса мы получили, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку и 53,3% - неадекватную самооценку. Из них 6,7% имеют завышенную самооценку, 46,7% - заниженную. Однако мы замечаем, что увеличивается процент детей имеющих заниженную самооценку. Если в третьем классе их было 20%, а в четвертом классе – 46,7%. Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-низкой, только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка (очевидно она выступает в качестве компенсаторного механизма). Большинство детей третьего класса радовала отметка пять, некоторыхчетыре, огорчались дети при получении в основном двоек, троек и иногдачетверок. Большинство же детей четвертого класса радовались пятеркам и четверкам, а огорчения приносили двойки и иногда тройки. На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставилтебе пять, обрадовало бы это тебя?» 26,7% учеников третьего класса ответило «нет», а 73,3% – «да», то есть большинство детей обрадовалось незаслуженной пятерке. В четвертом классе 73,3% - «нет» нет 26,7% - «да». Таким образом мы видим, что самооценка влияет на успешность обучения, отсюда следует, что в нашей экспериментальной работе выдвинутая мною гипотеза полностью подтвердилась. Анализируя литературу по изучаемой проблеме подобрала рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников: 1) Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях. 2)В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению. 3)Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу. 4)Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику 5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия. 6) Необходимо вводить тетради «Моя учеба», в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы. 7) Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные идомашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того какработы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. 8) Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку. ЛИТЕРАТУРА Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969. Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников».М.,Просвещение, 1984. Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» Избранные писхологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980. Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» Проблема обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ,1960. Антонова Г.П. «Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач» Типические особенности умстенной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1968. Антонова Г.П. «Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач» Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1968. Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 1983. Бернс Р. «Развитие Я- концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986. Блонский П.П. «Школьная успеваемость» Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961.