Презентация к семинару на тему Проблемы психического развития в младшем школьном возрасте


ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (7 – 10 ЛЕТ) Выполнила: Черкасова Елена НиколаевнаПсихолог-педагогМОУ СОШ № 38 .Воронеж  1) факторы, определяющие особенности психического развития ребенка в данный период, и факторы, порождающие проблему, представленную в сложившейся ситуации;2) типичные кризисы и проблемы данного возрастного периода;3) описание (обозначение) проблемной ситуации;4) формулирование проблемы;5) раскрытие противоречий, порождающих проблему в сложившейся ситуации;6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения);7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарождающейся проблемы;8) положительные последствия различных вариантов решения проблемы;9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы;10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия), чтобы можно было предупредить возникновение проблемы и ее отрицательные последствия. Алгоритм анализа проблем: Физическое здоровье; Особенности школы как института образования: требования; содержание; характер образовательной среды; психологический климат; безопасность; и др.Первый учитель: его концепция; профессионализм; личностные особенности; профессиональные установки и др.Психологическая готовность к обучению;Семейная ситуация: состав семьи; взаимоотношения; материальное положение; стиль воспитания; и т.п.Другие Факторы, определяющие проблемы психического развития в младшем школьном возрасте: Трудности освоения учебной деятельности:- несоответствие уровня физиологической зрелости и готовностью организма отвечать на эти требования;- несформированность мотивов учения;- произвольная регуляция поведения;- синдром дефицита внимания и гиперактивности;- др.Сложности адаптации к новой социальной ситуации;Эмоциональное неблагополучие:- страхи школы, учителя, вызова к доске, контрольных работ;- тревожность;- плохое настроение;- страх физического наказания со стороны родителей;- несоответствие ожиданиям родителей;- низкая самооценка;- завышенная самооценкаДругие. Проблемы, возникающие в младшем школьном возрасте: необходимостью установить контакты с новыми людьми (учителем, учащимися) и отсутствием социальных навыков Трудности освоения учебной деятельности вызываются противоречиями между: Уровнем психической готовности к систематическому школьному обучению и требованиями учебной деятельности Уровнем физиологической зрелости и уровнем требований, т.е. готовностью организма отвечать на эти требования. Адаптация к новой социальной ситуации вызывает трудности при наличии противоречий между: требованиями школы к ребенку (режим, темп работы, требования к познавательной деятельности, саморегуляции) и готовностью ребенка их выполнять ожиданиями родителей от своего ребенка как ученика и несоответствием этих ожиданий оценкам учебной деятельности ученика со стороны учителя низкий уровень психологических знаний учителей и родителей, и как следствие, неспособность помочь ребенку справиться со сложившейся проблемой Причины низкой школьной адаптации конституциональная уязвимость ребенка младшего школьного возраста (общее состояние здоровья), состояние его ЦНС и реакция со стороны ЦНС на изменившуюся социальную ситуацию (введение стандартизированных требований) психологические установки и личностное реагирование ребенка на переживание различных внутришкольных и внутриклассовых ситуаций, в том числе в системе «ученик-учитель», «ученик-ученик», «ученик-родитель» Другое неспособность объяснить, какое задание получил на дом непринятие и невыполнение школьного режима (продолжительности урока, подготовки тех заданий, которые предлагаются классу) Симптомы неадаптированности ребенка (эти показатели относятся к внешним, организационным сторонам учебного процесса) отсутствие желания посещать школу («там плохо», «никого не знаю», «боюсь») незнание имени учителя, неспособность его узнать Другое неспособность объяснить, какое задание получил на дом непринятие и невыполнение школьного режима (продолжительности урока, подготовки тех заданий, которые предлагаются классу) Адаптация к основным компонентам учебной деятельности включает в себя перестройку регуляционных механизмов поведения и выработку его произвольности принятие ответственности за учение Другое неумение приспособиться к темпу школьной жизни в целом и к темпу учебной деятельности на уроке неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания, памяти, учебной деятельности в целом Показатели школьной дезадаптации несформированность у детей младшего школьного возраста элементов и навыков учебной деятельности несформированность мотивов учения Психология сегодня располагает достаточной информацией для того, чтобы прогнозировать появление проблем психического развития, многие из которых могут быть предупреждены или сняты на ранних стадиях их появления, что позволяет избежать в дальнейшем их стагнации и патологического развития. Литература 1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 19942. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 19983. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности. СПб.: Речь, 20014. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение. – СПб.: Речь, 2006