Методическая разработка Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Использование технологии РКМЧП для достижения планируемых результатов междисциплинарной Программы «Основы смыслового чтения и понимания текста»Богаченкова Татьяна Геннадиевнаучитель биологии и химии
Предмет – биология Тип урока - урок усвоения новых знанийТема Основные стадии антропогенезаКласс 11Данный урок изучается в курсе общей биологии в разделе «Антропогенез».УМК УчебникА.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11» Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.-368с.
Планируемые результатыПредметные формировать понятия об особенностях внешнего строения, образе жизни предшественников человека;Метапредметные формировать научное мировоззрение о том, что человек мог пройти длительный путь исторического развитияРегулятивные характеризовать древних людей по плануПознавательные уметь соотносить эволюцию человека и развитие членораздельной речи, сознания, общественных отношений, объяснять роль труда в процессе эволюцииКоммуникативные продолжить формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других
Стадия «вызов»Используемые стратегии и приемы верные и неверные утвержденияСущность учащиеся работают в группах (или парах), отбирают материал, затем один высказывает мнение группы. Учитель фиксирует на доске все предположения учащихся, не разделяя их на верные и неверные.
{F2DE63D5-997A-4646-A377-4702673A728D}Деятельность учителяДеятельность ученикаПланируемые УУДЗнаете ли вы где появились люди? Кто является первыми людьми? Есть ли сходство между человеком и обезьяной?Ответы учащихся, учитель кратко фиксирует на доске.Обсуждают в группах.Представитель из каждой группы высказывает мнение группы:Африка, Азия, Европа и т.д. Божественная (Адам и Ева), жизнь из космоса, научная (от обезьяны)Активизация познавательных процессов, для быстрого включения в работу.Помогает овладеть навыками общения.Анализируют собственные знания по теме.А теперь давайте проверим ваши предположения и, изучив, тему сегодняшнего урока вы, возможно, откроете для себя что – то новое.Смотрят фрагмент фильма «Происхождение человека»Вызывает интерес к теме и определяет цели ее рассмотренияЗаписывает на доску тему урока«Основные стадии антропогенеза»Записывают в тетрадьКакова проблема урока?Узнать, кто является предками человека. На какие группы их можно разделить.
Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория)Теории происхождения человекаЭволюционная теория (научная теория)Теория творения (религиозная концепция)
Стадия «осмысление»Используемые стратегии и приемы кластерСущность в центре записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи к другим понятиям, связанных с ключевым словомИспользуемые стратегии и приемы инсерт (пометки на полях)Сущность по ходу чтения делаются на полях пометкиМетоды активного чтения: маркировка:“V” - известная информация “-” противоречит моим первоначальным представлениям; “?” - непонятная информация“+” – новая информация
{F2DE63D5-997A-4646-A377-4702673A728D}Деятельность учителяДеятельность ученикаПланируемые УУДКто же относится к предкам человека современного? У каждой группы на столах слоги, соберите из них слова и расположите в правильном порядке, в каком направлении, по вашему мнению шла эволюция человека.Кластер запишите в тетрадь.Проверяет кластер, фиксирует его на доску. Задает вопросы и дополняет кластер учащихся. Что менялось во внешнем виде предков человека?Как вы думаете почему человек умелый и прямоходящий получили такое видовое название?Составляют слова и записывают кластерВступают в контакт с новой информацией, прием КластерПоддерживает интерес и активность2.Каждой группе дается задание изучить одного предка человека по плану:а) Когда жили;б) где жили;в) как выглядели;г) какие прогрессивные черты имели;д) какие причины привели к появлению прогрессивных черт.Раздает тексты Работают с текстомЗачитывают рассказы Заполняют таблицуАнализируют собственные знания по теме, прием ИнсертПредки человека
Пралюдей (австролопитеки) Древнейших людей (питекантроп, синантроп) Древних людей (неандертальцы) Люди современного типа (homo sapiens)Как видно из этого рисунка люди делятся на:
КроманьонецНеандерталец человек прямоходящийАфараАвстролопитекАвстролопитек африканский Австролопитек могучий Автролопитек Бойса Человек умелый Этапы развития человека
Текст для группы 1 Древесные людиОстатки дриопитеков (нижние челюсти, зубы, кости конечностей) найдены в Западной Европе, Восточной Африке и Южной Азии (Индия). По размерам — от шимпанзе до гориллы. У дриопитеков был относительно крупный головной мозг. Его коренные зубы были более примитивного строения и покрыты очень тонким слоем эмали. Видимо, дриопитеки питались лишь мягкими растительными кормами (например, сочными плодами). Длинные и подвижные кисти рук были приспособлены для висения и раскачивания на ветвях. Вероятно, по земле дриопитеки передвигались на четвереньках, как мартышкообразные обезьяны. Большую часть жизни они проводили на деревьях, передвигаясь по ним семейными группами.
Что нам известно«+» или «–»Новая информацияНовую информацию записывают в 3-тью графу, по ходу выступления групп, заполняют 3-тью графу индивидуально.
{F2DE63D5-997A-4646-A377-4702673A728D}Деятельность учителяДеятельность ученикаПланируемые УУДЗапишите основные сведения в таблицуЗаполняют таблицу, обмениваются информациейОбобщение полученных знаний. Проверьте себя, как вы усвоили новый материал. Выполните тестОцените работу на уроке, за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.Выполняют тестОценивают себяСамоконтроль, самооценка
1) Какой объем мозга был неандертальцев?а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в)800-1400смЗ; г) около 1400смЗ.2) Кто из ниже перечисленных предков человека является наиболее древним? а) человек умелый; б) питекантроп; в) австралопитек; г) неандерталец.3) Назовите ископаемого предка человека, представители которого характеризуются следующими особенностями: они ходили на двух ногах, имели рост около 170см, толстые кости черепной коробки, головной мозг объемом 900-ЮООсмЗ, покатый лоб, не имели подбородочного выступа, пользовались огнем, изготавливали из камней примитивные орудия труда.а) неандерталец; б) человек умелый; в) питекантроп; г) кроманьонец.4) Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «современные люди».а) питекантропы, синантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) человек умелый.5) Назовите вид, к которому относят питекантропов.а) человек умелый (Homo habilis); б) человек прямоходящий; в) человек разумный (Homo sapiens).
Стадия «рефлексия»Используемые стратегии и приемы «мозговой штурм»Сущность коллективное обсуждение идей и предложений, выбор наиболее перспективных решений, активизирует перестройку представлений, с включением новых понятий, выбор правильных решений
{F2DE63D5-997A-4646-A377-4702673A728D}Деятельность учителяДеятельность ученикаПланируемые УУДСформулируйте вывод по уроку, ответив на вопрос «Какие прогрессивные черты привели к появлению современного человека?Формулируют вывод, записывают в тетрадь Прогрессивные черты:а) членораздельная речь;б) труд;в) сознание и мышление;г) прямохождение.Стараются выражать мысли своими словами (присваивают информацию).Активизирует перестройку представлений с включением новых понятий.Способствует закреплению полученных знаний,
Предки человекаавстралопитекикроманьонцынеандертальцыЧеловек прямоходящийЧеловек умелыйСовременный человектрудтрудпрямохождениеОбщественнный трудРечь на уровне «лепета младенцаречь