Презентация Использование изобразительно-выразительных средств русского языка
* МБОУ «СОШ № 60 социальной адаптации детей-инвалидов»Тема урока: Использование изобразительно-выразительных средств языка в текстах (при выполнении заданий В8).Выполнила: Гомбоцыренова Саяна Баировна, Учитель русского языка и литературы г. Улан-Удэ Республики Бурятия * 1. Образовательные.Систематизировать и закрепить знания о средствах языка, полученные ранее;Формировать умения безошибочно находить художественные средства в тексте.(формирование языковой компетенции)2. Развивающие. Развитие познавательных интересов учащихся самостоятельного мышления, умения анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы. (формирование предметной, лингвистической компетенции)3. Воспитывающие. Формировать культуру речи, воспитывать чуткое отношение к языку, к окружающей природе (формирование коммуникативной и поликультурной компетенции) * По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления. * 1. Практическая работа по закреплению полученных знаний. Поиск тропов и их соответствия.Прочитайте следующие фрагменты. Найдите тропы в текстах и их соответствия * * 1. Мэтр Паоло Белличини писал свое соло для скрипки. Его губы шевелились, напевая, нога нервно отбивала такт, и руки, длинные, тонкие и белые, как бы от проказы, рассеянно гнули гибкое дерево смычка. Многочисленные ученики мэтра боялись этих страшных рук с пальцами, похожими на белых индийских змей… беспомощно – неловкий, при своем высоком росте и худощавости он напоминал печальную болотную птицу южных стран.(Н. Гумилев) Олицетворение 2. И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта. Громадные виолончели удивительной формы, как бредовые видения, как гротески Лоррэна, Калло, теснились в темных углах.(Н. Гумилев) Сравнение, эпитет 3. Между ними – золотые цветки мать-и-мачехи, похожие на солнышки: даже в непогоду от них полянки светлые и теплые. Наверное, эта алая божья коровка, яркой капелькой украсившая один из таких цветков, потому и замерла: греется, засунув крохотные ножки в пушистую глубину теплой желтой звездочки…(Я. Ольгина) Гипербола 4. Крошечную козявку термита днём не часто увидишь, но ночью они идут на охоту целыми полчищами. (В. Песков) Метафора 5. – Аркадий Петрович! – кричал в трубку взволнованный детский голос. - В аптеке на Маросейке нету. - Поезжай дальше. На Разгуляй.Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку: - Аркадий Петрович, есть. (К. Паустовский) Метонимия Оксюморон? Инверсия? Синтаксический параллелизм? Риторический вопрос? Риторическое обращение? Ряд однородных членов? Вопросно– ответная форма изложения? Каким одним общим словом мы назовем эти слова? (синтаксические средства) * Как же так получилось, что чувство милосердия в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным, совсем пропало? (Д. Гранин) ссылка.docx 2. Это тоскливое веселье продолжалось до самого утра. Тревожная радость светилась в глазах Антона. (С. Стеблов) 3. Лежит снег белый, переливаясь на солнце огнями ослепительными… (М. Пришвин) 4. Романтика – это вариант желания жить не так, как живешь… Романтика – это преодоление трудностей и испытания себя в них. Романтика – это стремление к свободе, осуществление свободного выбора. (М. Веллер * Отговорила роща золотаяБерезовым, веселым языком,И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о ком.Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.О всех ушедших грезит конопляникС широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой,А журавлей относит ветром в даль,Я полон дум о юности веселой,Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно,Не жаль души сиреневую цветь.В саду горит костер рябины красной,Но никого не может он согреть. Золотое кольцо - Отговорила роща золотая.mp3 * Упражнение для улучшения мозгового кровообращения1. Поверните голову максимально направо, затем налево, сделайте в обе стороны по 10 раз.2. Максимально нагните голову влево, а затем, не спеша, нагните её в правую сторону. Сделайте 10 раз.3.Медленно, не торопясь поворачивайте голову налево, откиньте назад, поверните её направо и опустите на грудь.. Повторите упражнение в обратном направлении.4. Поднимите оба плеча как можно выше и в этом положении отведите их максимально назад, затем опустите оба плеча вниз и сблизьте впереди груди. Затем повторите это движение наоборот: вверх, вперед, вниз, назад.5. Руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. Локти вперед, но вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. * Фрагмент рецензии.«Поразительная картина, нарисованная автором текста, действительно впечатляет:______________ («точно живой снег» в 12 предложении) позволяет представить размеры обессилевшего гусиного косяка, который настолько устал, что потерял страх перед человеком: _____________ («не сторонились … страшного врага» в предложении 13) характеризует обычные отношения диких гусей и людей. Конечно, вызывает негодование поведение бурлаков, потерявших голову от невероятной, как им казалось, удачи, а поэтому безжалостно бросившихся уничтожать измученных птиц:_____________ (предл.4) передает охотничий азарт, который охватил всех, кроме Якова. А что же он, как он вел себя?____________ (предл. 8,9) помогают понять его добрую душу, увидеть искреннее желание Яшки спасти гусей, доверившихся людям»Список терминов:Метафорасинтаксический параллелизмградациясравнительный оборотэпитетряд однородных членов * Синквейн 1. Средства выразительности2. Красивые, живые 3. Украшают, описывают, имитируют4. "Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).5. Сокровища речи (тропы)синквейн.docx * Решить из сборника Сениной с 15 по 20 задания В8; написать мини-сочинение на тему: «Любимое время года» с использованием художественно-изобразительных средств. *