Презентация Кейс-технологии (суть кейс технологии, описание)
КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИМастер-класс «Новые возможности образования»
Сущность кейс-методаКейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case– случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)
Работа в режиме кейс-метода в некоторой степени технологизирована и ориентирована на технологии проблемного, проектного обучения.Выделим некоторые технологические особенности кейс-метода:Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий. [2]Таким образом, возникает несколько практически значимых вопросов:Как подготовить «кейс», и какие материалы могут служить источниками «кейсов»?Как организовать деятельность обучающихся в режиме кейс-метода? Что необходимо учесть?Как должен выстраивать свою профессиональную деятельность преподаватель, практикующий кейс-метод? Какие плюсы и минусы необходимо учитывать?Какие преимущества для обучающихся может получить преподаватель, практикующий кейс-метод?
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Содержание кейсаЦель создания кейсаОсновная обучающая, образовательная задача кейсаПрактический кейсЖизненные ситуацииПознание, понимание жизниТренинг поведенияОбучающий кейсУчебные (условные) ситуацииПонимание типичных характеристик ситуацииАнализ, осмысливаниеНаучно-исследовательский кейсИсследовательские ситуацииСоздание моделей ситуацийИсследование, проектирование
Итак, хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:соответствовать чётко поставленной цели создания;иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;быть актуальным на сегодняшний день;быть ориентированным на коллективную выработку решений;иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения), чем провоцировать дискуссию.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Типы кейсов (Гарвардская школа)Создание проблемной ситуацииПодготовкакейсаСодержание кейсаВыбор создание итогового решенияОбучающийкейс(Case-stated method).Stated- установленный, зафиксированныйПреподаватель задает, определяет проблемуПедагог готовит кейс Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблемеОбучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.Аналитическийкейс(Case-incident method).Incident- присущий, свойственный, связанныйПреподаватель задает, определяет проблемуПедагог готовит кейс Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблемеОбучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейсаЭвристический кейс (Case-problem method).Problem- проблема, проблемная ситуацияПреподаватель определяет проблему вобщих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информациейИсследовательский кейс (Case-study method).Study- исследованиеПреподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс