Несовершеннолетние и семьи группы риска и СОП: причины и пути решения проблемы.
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ и СЕМЬИ «ГРУППЫ РИСКА» и «СОП»: ПРИЧИНЫ и ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
КРИТЕРИИ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ:(Постановление КДН № 7 от 14.07.2014)СЕМЬИОтсутствие заботы о здоровье ребенкаОтсутствие работы у обоих родителейНаличие в семье неудовлетворительных санитарно-гигиенических условийЗлоупотребление родителями алкогольными напитками, употребление наркотиковЖестокое обращение с детьмиУклонение родителей от обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детейНаличие в семье скандалов, конфликтовПрименение неконструктивных методов воспитания (вербальная и физическая агрессия)Проживание в антисанитарных условиях и без определенного места жительстваНеобеспечение детей ежедневным питанием, одеждой и обувью по возрасту и сезонуНЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГОУпотребление наркотических, психотропных, одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукцииБродяжничество и попрошайничествоСовершение преступлений, правонарушений, общественно-опасных деянийСклонность к суицидальному поведению, совершение суицидальной попыткиНарушения в психическом, эмоционально-личностном развитииПропуски уроков без уважительной причиныНаличие асоциального поведенияДисциплинарные нарушения (систематические нарушения дисциплины, сквернословие, драки, буллинг)
Проблема 1. СКВЕРНОСЛОВИЕ ПРИЧИНЫ:Эмоциональная разрядка – 56%Хотелось оскорбить - 33%Подражание своим сверстникам, родителям -15%Показать независимость - 12%Из-за скудности речи - 6%Другое – 15% (забава, любопытство)
Проблема 2. ЗАВИСИМОСТЬ.ПРИЧИНЫ:Стремление к подражанию, обычаи и нормы, существующие в среде сверстников.Отрицательный семейный опыт приводит к тому, что на стрессовые ситуации ребенок реагирует так же - потреблением алкоголя, токсических (наркотических) веществ.Проблемы в семье (ссоры, конфликты);Психологические особенности (низкая самооценка, подверженность влиянию сверстников и психические заболевания).Кризис подросткового возраста.
Красные сигналы опасности УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ и НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВИзменение в привычках и образе жизни подросткаНеобъяснимые отлучки. Регулярные опоздания домой, нарушения ночного режима, привычка незаметно выскальзывать из своей комнаты и без предупреждения пропадать где-то всю ночь, привычка подолгу отсиживаться в своей комнате, частые отлучки из дома на короткое время.Невыполнение домашних обязанностей. Домашние обязанности больше не выполняются, дети забывают или отказываются принимать участие в домашних праздниках.Тайная дружба. Не считает нужным знакомить родителей со своими друзьями, ведут странные телефонные разговоры. Неожиданная популярность. Ваши дети могут неожиданно стать очень популярны, чрезмерная хвастливость и нарочитая демонстрация сексуальной активности.Вкусовые пристрастия в еде. Неожиданный рост аппетита, страстная потребность в сладком, неожиданная потеря аппетита.Язык. Обильное использование сленговых оборотов и наркотических терминов, непонятных взрослым.Личная комната ребенка. Комната часто проветривается, признаки постоянного использования освежителей воздуха, освежителей дыхания, духов и одеколона, стараются не впускать никого к себе в комнату, один из ящиков стола постоянно заперт.Нарушения сна. Сон приобретает рассеянный характер, подростки часто спят днем и бодрствуют ночьюВоровство. Утаивание. Кражи и распродажа домашнего имущества, постоянное утаивание личного имущества, из дома пропадает лекарства и алкоголь, личные вещи отдают друзьям, вымогаются деньги.
ЭМАНСИПАЦИОННЫЕ ПОБЕГИ – 45% (12-15 лет) Совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой » жизни. ИМПУЛЬСИВНЫЕ ПОБЕГИ – 26% (7-15 лет) Чаще всего побеги бывают следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей. ДЕМОНСТРАТИВНЫЕ ПОБЕГИ- 20% (12-17 лет)Побегу может способствовать семейное воспитание с минимальной опекой и контролем , отвержение ребенка или воспитание по типу жестокого отношения.ДРОМОМАНИЧЕСКИЕ ПОБЕГИ - 9% (болезнь)Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. Проблема 3.УХОДЫ ИЗ ДОМА
немотивированная кража20%70%профессиональные воришки5%5%дети в отчаянии«клептоманы»Проблема 4.ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВОМОТИВЫ ДЛЯ ВОРОВСТВА:Сделать благо себе (безысходность).Сделать посредством украденных денег приятное другим (это желание принести значимому человеку (родственникам, друзьям в детском саду, брату) понравившуюся ему вещь, и тем самым доставить ему удовольствие, либо желание иметь средства заплатить за дружбу и внимание к себе сверстников).Воровство «за компанию» с другими детьми, связанное с желанием быть принятым в группу и соответствовать ее нормам (это в основном характерно для детей более старшего возраста).«Кража престижа» и «на спор».Вымогательство со стороны сверстников. Клептомания (это сильное желание владеть понравившейся вещью, деньгами вопреки «голосу совести», болезнь).
Проблема 5. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ Формируется у ребенка если, чрезмерно предупредительные родителиПостоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения (социальное научение). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду. Формируется у ребенка, если родители эмоционально отвергают ребенка Относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию.
Где и с кем Ваш ребенок сейчас?!
При возникновении отклонений поведения у подростка взрослым рекомендуют:Принять сторону подростка, поддержать его. Следует поговорить честно и открыто о тех проблемах, которые беспокоят подростка или хотя бы выслушать его. Важно, чтобы он почувствовал, что не одинок, что его понимают, любят, ему сочувствуют и готовы помочь. Попробовать побудить к поиску других путей решения проблем. Помочь подростку не поддаваться возникающим чувствам, а искать пути согласия с окружающими. Взрослые должны помнить, что наказание за плохое поведение не может быть осознанно ребёнком как наказание за неадекватное поведение. Чаще всего оно воспринимается детьми как запрет на интересные приключения или свободное проведение времени. Лучшим способом отвлечения плохих привычек является включение ребёнка в интересную и полезную деятельность с привлечением его фантазии, воображения.Предоставлять возможность для проявления своих способностей. Поддерживать его активность и инициативу.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «СЕМЬЯ-ШКОЛА-СОЦИУМ»РЕБЕНОК, семьяШКОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМШкольные родительские собранияШкольная служба примиренияКонсультации специалистов в школеШкольные кружки, секцииСОВЕТ ПРОФИЛАКТИКИЦППРККДНиЗП н\лМСПУчреждение допобразованияГородская Школа ответственного родительстваКонсультации детских врачей: психиатра, наркологаТелефон доверия
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВВ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ