Презентация на тему Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания
МОУ НОВОУСПЕНСКАЯ ООШ Подзаголовок Попинова Наталья Владимировнаучитель истории «Всегда в поиске! Поощрять любые успехи учащихся, считая ситуацию успеха залогом счастливого будущего ребенка». Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Джон Дьюи УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1.Изучение методической литературы: Предметно-содержательные журналы «Современный урок» за текущий год. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения инновационных педагогических технологий(из опыта экспериментальной работы И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. , из своего опыта работы)Примеры методических приемов технологии развития критического мышления (материалы из книги Галактионовой Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.) Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.С.В. Столбунова “Развитие критического мышления. Апробация технологии” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №28/2003. 2.Интернет источники:http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm http://ct-net.net/ru/ct_about_ru 3.ФГОС ООО4.Курсы повышения квалификации НИРО «Профессиональная компетенция учителя истории и обществознания(в условиях введения ФГОС ООО)» 2014 год.5.Основные результаты международного исследования PISA – 2012 Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам? АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Этапы педагогического поиска в области методики реализации педагогической деятельности СЕГОДНЯ ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ XXI ВЕКА ДОЛЖЕН: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Необходимость использования инновационных технологий в процессе обучения Шаг 1. Среди 6-9 классов мною было проведено анкетирование по теме: «Изучение познавательных интересов и способностей учащихся по истории и обществознанию» и получила следующие данные(15 человек): Содержание вопроса Количество учащихся(% /человек) Какие формы уроков вам нравятся? Урок-лекция 65 (9) Урок защиты проектов 40 (6) Урок-зачёт 30 (4) Урок-размышление 52 (7) Урок - игра 69(10) Мультимедийный урок 87 (13) Какая деятельность на уроке вам нравится? Работа с учебником 40 (6) Работа с историческим источником 53(8) Защита устных заданий, выполненных в группе 65 (9) Выполнение письменных самостоятельных заданий 36 (5) Защита письменных работ, выполненных индивидуально 35(5) Взаимопроверка 57 (8) Работа над проектом 40 (6) Творческая работа (исследовательская работа, реферат, сочинение, эссе, доклад, составление тестов и кроссвордов, рисование, изготовление наглядного пособия и т.д.) 68 (10) Шаг 2. Выводы: ВОПРОСЫ: Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к обучению? Шаг 3. Шаг 3. Соотношение проблем и ключевых компетенций необходимых человеку в современном обществе Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений. Шаг 4. Выбор наиболее результативной технологии в данных условиях Развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)на уроках истории и обществознания Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Зарубежные авторы Была разработана в конце XX века в США .Основоположники - американские педагоги (Куртис Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стилл). По мнению Л.С. Выготского, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Отечественные авторы . В России активно внедряется с 2006 года (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) По мнению М.В. Кларина, современное понимание критического мышления выходит за пределы обыденного набора знаний-умений-навыков, такого привычного для отечественной педагогики, и относится скорее кличностной сфере: «критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. С.И.Заир-Бек совершенно справедливо считает, что современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умениеполучать ее и моделировать; не потребительство, а созидание исотрудничество» . ЦЕЛЬ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ И СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРКМЧП ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. Цель педагогической деятельности 1.Научить обучающихся: работать с информацией (сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать, преобразовывать);анализировать самостоятельно описанную ситуацию;извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (научно-популярных, публицистических, исторических) знания по заданным темам; делать выводы и обобщения.2. Стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность. Задачи педагогической деятельности на уроках истории и обществознания используя ТРКМЧП. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ. Создание условий для успешного развития каждого ученика. У ученика появляется возможность управлять учебным процессом. Применение технологий ТРКМЧП неизбежно связано с отказом от приоритета традиционной классно- урочной системы, сменой роли учителя- диктатора на роль учителя- координатора. Так же создание условий для всестороннего развития личности обучающегося; развитие его нравственного потенциала, критического мышления, коммуникативности, рефлексивности, креативности, мобильности, самостоятельности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности. Что дает технология критического мышления дает учителю:- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей Что дает технология критического мышления дает ученику:- повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования ТРКМЧП: Технологические этапы Технологические этапы 1 стадия 2 стадия 3 стадия Вызов Осмысление Рефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, осмысление её. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Приемы используемые на стадии вызова «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики») Проблемные вопросы;«Толстые и тонкие» вопросы;Рассказ-предположение по ключевым словам;Перепутанные логические цепочки;Кластеры;Таблицы Приемы, используемые на стадии осмысления Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «идеал», чтение текста с остановками;Ведение различных записей: бортовой журнал;Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Фишбоун на уроке истории в 6 классеТема «Феодальная раздробленность на Руси Причины распада Древней Руси Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Междоусобные войны и борьба за киевский престол Рост и развитие городов Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности Проблема Выводы Причины Факты Приемы, используемые на стадии рефлексии Резюме (Я понял(а), что…).Синквейн;Кластер; Возврат к ключевым словам;Устный круглый стол;Различные виды дискуссий;Написание творческих работ;Исследование по отдельным вопросам. Примеры синквейна по истории Жанна д’Арк; (тема);отважная, неординарная (два прилагательных, описывающие основную мысль);сожгли, реабилитировали, канонизировали (три глагола, описывающие действия в рамках темы);главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне (фраза из четырех слов, в которой отражается мнение к теме или предмету разговора);Орлеанская дева (смысловой синоним» , вывод, итог, обычно существительное, отражающее сущность темы). 1 2 2 3 3 3 4 5 4 4 4 Синквейн учит: НОВИЗНА ОПЫТА. Новизна технологии развития критического мышления посредством чтения и письма заключается в том, что здесь реализуется личностно- ориентированный подход в обучении. Процесс учебно- исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Это предполагает ,что из объекта ученик становится полноправным участником образования ( проще говоря, не « его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменится и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнёром в обучении. Результативность опыта: Внимание на урокеСнижает утомляемость, напряжениеСамовыражениеТворчествоСоциальная адаптация Новое качество образования ТРКМЧП Развитие личности Социальный опыт Духовно-нравственный опыт Формирование УУД Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника» Область применения:урок;система уроков;внеурочная деятельность;внеклассные мероприятия. Трансляция результата:публикации в интернете ;выступления на пед.советах и РМО. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ruФестиваль педагогических идейhttp://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9Газета «Первое сентября»http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье» Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»: Литература