Презентация к уроку Жизнь в тексте, или художественно – изобразительные средства языка. Подготовка к ЕГЭ


…Отступают в неизвестностьРечи русской чудеса В. Шефнер Когда потеряют значенияСлова и предметы,На землю для их обновленияПриходят поэты Н. Матвеева Жизнь в тексте.Художественно – изобразительные средства языка. Подготовка к ЕГЭ. Проверочный тест 1. Стили речи отличаются один от другого только наличием или отсутствием средств художественной выразительности 2. Средства художественной выразительности – это тропы и стилистические фигуры. 3. Изобразительные средства присущи только художественному стилю речи. Проверочный тест 4. Все изобразительные средства делают устную или письменную речь яркой, образной, выразительной. 5. Изобразительные средства необходимо применять умело, не превращая речь в цветистую, не увлекаясь «красивостью». 6. Стилистические фигуры трудно отличить от тропов, они практически одинаковы. Проверочный тест - 1. Стили речи отличаются один от другого только наличием или отсутствием средств художественной выразительности+ 2. Средства художественной выразительности – это тропы и стилистические фигуры.- 3. Изобразительные средства присущи только художественному стилю речи. Проверочный тест + 4. Все изобразительные средства делают устную или письменную речь яркой, образной, выразительной.+ 5. Изобразительные средства необходимо применять умело, не превращая речь в цветистую, не увлекаясь «красивостью».- 6. Стилистические фигуры трудно отличить от тропов, они практически одинаковы. Троп (греч. «tropos») означает«поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названияс традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым. Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым. ТропыЭпитет - художественное определениеСравнение - сопоставление явлений и понятий с другими явлениямиМетафора - скрытое сравнение, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрастуОлицетворение - перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённыйГипербола – художественное преувеличениеЛитота – художественное преуменьшениеОксюморон - сочетание противоположных по смыслу словПерифраз – замена наименования описательным оборотомИрония - насмешкаАллегория - иносказание ТропыМетонимия - замена слов производится не на основе сходства (как в метафоре), а на основе различных видов связи явлений. Эта связь может быть нескольких видов: а) связь сосуда с его содержимым (выпил два стакана, съел тарелку супа) б) связь материала и вещи, сделанной из него (янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе; есть на золоте); в) связь действий и обстоятельств с местом, где они происходили (ликует буйный Рим); г) связь вещей с их свойством, назначением или характером (лукавый кинжал, кровавый урок); д) связь общих понятий с конкретными (смелость города берет, окровавленное злодейство); Синекдоха - замена слов на основании количественных отношений, например, названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот («Все флаги в гости будут к нам». «Мы всё глядим в Наполеоны»- А.С.Пушкин) Синтаксические фигуры (средства, приёмы)Антитеза - противопоставлениеИнверсия - нарушение стандартного порядка словПовторПлеоназм - повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффектГрадация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимостиРиторический вопросРиторическое обращениеРиторическое восклицаниеАлогизм - объединение в качестве однородных членов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта. ( Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом…на дачу, А.П.Чехов) Синтаксические фигуры (средства, приёмы)Синтаксический параллелизм - расположение рядом сходных синтаксических конструкций.Ряды однородных членовВопросно-ответная формаЦитированиеПарцелляция - намеренное нарушение границ предложенияМногосоюзиеСравнительный оборотБессоюзиеЭллипсис - неполное предложениеАнафора - повторение слова или словосочетания в начале строки.Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце строки. Фонетические приёмыЗвукописьАллитерация – повторение согласных звуковАссонанс – повторение гласных звуковЛексические средства выразительности речиСинонимы (контекстуальные)Антонимы (контекстуальные)ОмонимыУстаревшие слова (историзмы, архаизмы)ДиалектизмыПрофессионализмыОкказионализмы - неологизмы (авторские)ФразеологизмыАфоризмы (авторские)Лексический повторПаронимыЭкспрессивная разговорная лексика Найдите стилистическую фигуру: Аллегория – рефренМетонимия – градацияЭвфемизм – многосоюзиеИрония – парцелляцияУмолчание – эпитетЭпифора – метафораЭллипсис – синекдоха Найдите стилистическую фигуру: Аллегория – рефренМетонимия – градацияЭвфемизм – многосоюзиеИрония – парцелляцияУмолчание – эпитетЭпифора – метафораЭллипсис – синекдоха Найдите стилистическую фигуру: Инверсия – гиперболаСравнение – риторический вопросОлицетворение – риторическое обращениеСимвол – анафораЛексический повтор – перифразЛитота – бессоюзиеАнтитеза – оксюморон Найдите стилистическую фигуру: Инверсия – гиперболаСравнение – риторический вопросОлицетворение – риторическое обращениеСимвол – анафораЛексический повтор – перифразЛитота – бессоюзиеАнтитеза – оксюморон Определите, в каком столбике перечислены только тропы: метафораанафорасравнениеолицетворениеирония метафораэпитетметонимиягипербола аллегория Определите, в каком столбике перечислены только тропы: метафораанафорасравнениеолицетворениеирония метафораэпитетметонимиягипербола аллегория Определите, в каком столбике перечислены только фигуры речи: анафораэпифораэпитетриторическое обращениеметонимия риторическое восклицаниеградацияпараллелизмумолчаниеинверсия Определите, в каком столбике перечислены только фигуры речи: анафораэпифораэпитетриторическое обращениеметонимия риторическое восклицаниеградацияпараллелизмумолчаниеинверсия Какой троп используется в строках С. Есенина ? ИРОНИЯ МЕТАФОРА ЛИТОТА МЕТОНИМИЯ «Отговорила роща золотаяБерёзовым весёлым языком» МЕТАФОРА «Отговорила роща золотаяБерёзовым весёлым языком» Какой троп используется в строках А.С.Пушкина? ЭПИТЕТ МЕТАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ОКСЮМОРОН «Люблю я пышное природы увяданье…» ОКСЮМОРОН «Люблю я пышное природы увяданье…» Какие средства художественной изобразительности использованы в строках С.Есенина? ГРАДАЦИЯ РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ СРАВНЕНИЕ ГИПЕРБОЛА «Но более всего любовь к родному краюМеня томила, мучила и жгла.» ГРАДАЦИЯ «Но более всего любовь к родному краюМеня томила, мучила и жгла.» Какое из средств художественной изобразительности использовано в строках А.С. Пушкина? АНТИТЕЗА МНОГОСОЮЗИЕ ПЕРИФРАЗА МЕТАФОРА «В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.» МНОГОСОЮЗИЕ В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн. Какое из средств художественной изобразительности использовано в строках М. Горького? СРАВНЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ГРАДАЦИЯ МЕТАФОРА «Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами.» ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ «Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами.» Какие средства художественной изобразительности использованы в строках А.С. Пушкина? СРАВНЕНИЯ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ АНАФОРА ГИПЕРБОЛА « Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…» АНАФОРА « Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид…» Сколько сравнений в отрывке из поэмы А.С. Пушкина? ТРИ ЧЕТЫРЕ ДВА «Вокруг высокого чела, Как тучи, локоны чернеют. Звездой блестят её глаза; Её уста, как роза, рдеют.» ОДИН Сколько сравнений в отрывке из поэмы А.С. Пушкина? ТРИ «Вокруг высокого чела, Как тучи, локоны чернеют. Звездой блестят её глаза; Её уста, как роза, рдеют.» Выражения, играющие эмоционально- оценочную роль – «ДУША – ДЕВИЦА, СЛЁЗЫ ГОРЮЧИЕ, ОТЧАЯННАЯ ГОЛОВУШКА» – являются МЕТАФОРАМИ СРАВНЕНИЯМИ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯМИ ЭПИТЕТАМИ Выражения, играющие эмоционально- оценочную роль – «ДУША – ДЕВИЦА, СЛЁЗЫ ГОРЮЧИЕ, ОТЧАЯННАЯ ГОЛОВУШКА» – являются ЭПИТЕТАМИ Какой приём использован в данной строчке? МЕТАФОРА СИНЕКДОХА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ МЕТОНИМИЯ «Его перо любовью дышит» МЕТОНИМИЯ «Его перо любовью дышит» Как называется приём, использованный в данном отрывке? «Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума». ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ АССОНАНС АЛЛИТЕРАЦИЯ МЕТАФОРА «Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума». АЛЛИТЕРАЦИЯ Какое художественно- изобразительное средство использовано в строчках стихотворения А. Пушкина «Няне»? « Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!» СРАВНЕНИЕ ПЕРИФРАЗА МЕТОНИМИЯ МЕТАФОРА «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!» ПЕРИФРАЗА Найдите соответствие 1. Его зарыли в шар земной, а он был лишь солдат. (С.Орлов)2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин)3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал?4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве. (С. Есенин) А. Вопросно-ответное единствоБ. ГиперболаВ.МногосоюзиеГ. Риторический вопросД. Сравнение 1. Его зарыли в шар земной, а он был лишь солдат. (С.Орлов)2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин)3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал?4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве. (С. Есенин) Б. ГиперболаВ.МногосоюзиеГ. Риторический вопросД. Сравнение Найдите соответствие 1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И.С.Тургенев)2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжкой – та бежать.  (К.И. Чуковский)4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? (С.Есенин) А. ГрадацияБ. ИнверсияВ. ОксюморонГ. Риторическое обращениеД.Синтаксический параллелизм 1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И.С.Тургенев)2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжкой – та бежать.  (К.И. Чуковский)4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? (С.Есенин) Б. ИнверсияА. ГрадацияД.Синтаксический параллелизмГ. Риторическое обращение Найдите соответствие 1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам. (К.Г.Паустовский)2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у него (Петра I ) теперь триста человек. (А.Н.Толстой)3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!  (М.Ю. Лермонтов)4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет) А. Историзмы.Б. Лексический повтор.В.Олицетворение.Г. Фразеологизм.Д. Эпитет. 1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам. (К.Г.Паустовский)2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у него (Петра I ) теперь триста человек. (А.Н.Толстой)3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!  (М.Ю. Лермонтов)4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет) В.ОлицетворениеА. ИсторизмыБ. Лексический повторД. Эпитет Какое художественно- изобразительное средство использовано в предложении? « Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях» ЭПИТЕТ СИНЕКДОХА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ МЕТАФОРА « Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях» Метафора Какие художественно - изобразительное средства использованы в предложении? «Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры, на березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются.» ЭПИТЕТ ГИПЕРБОЛА АЛЛЕГОРИЯ СРАВНЕНИЕ «Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры, на березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются.» Эпитеты, метафора, сравнение Рекомендации для выполнения задания в формате ЕГЭ Внимательно прочитайте текст и фрагмент рецензии.Имейте надежную теоретико-практическую базу. (Не только заучивайте слова-определения, но и помните их суть, специфику построения и роль в речи, научитесь их дифференцировать).Внимательно изучите предложенный список терминов.Выбор термина из ряда предложенных требует умения классифицировать понятия. (Синтаксическое, фонетическое, лексическое и др.)Такая группировка поможет более осмысленно соотнести текст рецензии и не ошибиться в выборе.Помните о времени, на это задание вам потребуется 7-8 минут. Утенок1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их домик - перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. 8) А между тем - тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11)  И вот даже от братьев отличился характером.12) А мы - мы на Венеру скоро полетим. 13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся, - за двадцать минут целый мир перепашем.14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, -  не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...                                                                                                                   (по А.И.Солженицыну) В каком предложении  выражена ирония автора над стремлением современников подчинить себе мир космоса? 1. 4) Все там, а этот затерялся. 2. 6) И в чём тут держится душа? 3. 12) А мы - мы на Венеру скоро полетим. 4. 14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...                                                        Какой тип речи представлен  предложениях 6-11 текста? 1. все типы речи 2. описание и повествование 3. описание 4. рассуждение 6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. 8) А между тем - тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11)  И вот даже от братьев отличился характером. В каком предложении используются авторские неологизмы? 1. 14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка…                            2.   9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист.             3. 1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»4. 7) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.  «В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Для подтверждения этой основной идеи текста автор прибегает к _____. Создавая образ утенка, автор использует _____ («тепленький», «брюшко», «бусинки», «клювик» и др.), ____ («невесомого жалкенького жёлтенького утёнка», «глазки чёрные», «ножки воробьиные» и др.).  Неприязнь Солженицына к современной технике передается и через ____ (предложение 13)».13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся, - за двадцать минут целый мир перепашем. Список терминов: 1. антитеза2.  архаизмы3. лексический повтор4. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами5.  анафора6. эпитеты7. гипербола8. риторический вопрос9. неологизмы10. метафора «В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Для подтверждения этой основной идеи текста автор прибегает к антитезе (1). Создавая образ утенка, автор использует слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами (4) («тепленький», «брюшко», «бусинки», «клювик» и др.), эпитеты (6) («невесомого жалкенького жёлтенького утёнка», «глазки чёрные», «ножки воробьиные» и др.).  Неприязнь Солженицына к современной технике передается и через гиперболу (7) (предложение 13)».13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся, - за двадцать минут целый мир перепашем. Рефлексия Мне понравилось на уроке…Я ощущал себя на уроке…После урока я задумаюсь… Домашнее задание Подобрать примеры стилистических фигур и тропов Языковой анализ текста Напишите небольшой текст (художественный или публицистический), используя тропы и стилистические фигуры.