Презентация на тему: Подготовка к ОГЭ. СПП с несколькими придаточными.


Сложное предложение с несколькими придаточнымиПодготовка к ОГЭ. Признаки последовательного подчинения1. минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных;2. 1-ое придаточное зависит от главного, от 2-ое придаточное от 1-го придаточного и т.д.;3. придаточные предложения при последовательном подчинении чаще всего располагаются следующим образом: [ = – ], ( = – ), ( = – ).4. но может быть и другой порядок: одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов): [– = ], (что,(когда – =), – =).5. главное предложение может также стоять после придаточных:(Когда – = ), (что = ), [  – = ].(Когда человек настолько уязвлён), (что не в силах проявить великодушие), [в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке]. 1. минимум предложений должно быть 3. одно главное и два придаточных;2. оба придаточных зависят от главного; 3. придаточные отвечают на разные вопросы; 4. придаточные относятся к разным типам; 5. придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными словами;6. главное может находиться перед придаточными или между ними. 1. минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных;2. оба придаточных зависят от главного;3. придаточные отвечают на один и тот же вопрос;4. придаточные относятся к одному и тому же типу;5. придаточные присоединяются к главному чаще одинаковыми союзами или союзными словами, но могут присоединяться и разными;6. придаточные могут быть связаны союзом И, тогда запятая между ними не ставится;7. придаточные могут быть связаны союзами НО, А, тогда запятая ставится не перед подчинительным союзом или союзным словом, а перед союзами НО, А;8. во втором (третьем и т.д.) придаточном подчинительный союз или союзное слово может отсутствовать, но его легко воспроизвести по первому придаточному;9. придаточные могут находиться в середине главного (14)И лисица, злобно повизгивая, каталась по траве, вытиралась, вскакивала, встряхиваясь, и опять ёрзала то одним ухом, то другим по траве. (15)Такой уж у неё характер: на себе она и шерстинки грязной не потерпит.(16)А глупая кряква, облетев порядочный круг и убедившись, что лисица ушла, опустилась на своё гнездо, проверила, все ли одиннадцать бледно-зелёных яиц налицо, и, опустив нос, полузадремала. (17)Что ж, всякий защищает своих детёнышей так, как умеет. (18)Она, кряква, драться не может никак: клюв у неё плоский, мягкий, лапы тоже мягкие. (19)Ей это отлично известно, и она добросовестно предлагает врагу съесть её, глупую, вместо её детёнышей. (20) Но... если в последний миг можно улизнуть, то отчего же не воспользоваться случаем?Среди предложений 14—20 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) присоединением придаточных. Напишите номер этого предложения.16
(34)Но страх, наверное, не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. (35)И долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить, потому что не умела ласкаться. (36)Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. (37)Но этого было мало, это не могло выразить её восторга, благодарности и любви.Среди предложений 34–37 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.35
– (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.– (13)Ну, нам с тобой делить нечего, – отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.– (14)Прямо с тобой душа отошла, – говорила Поликарповна, – а то уж в людей вера пропадать стала. – (15)Вера в человека – это самая большая вещь, – отзывался Трифон Петрович. – (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.Среди предложений 10–16 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.12
… (1) Виктор Макарович вдруг как-то смутился, стал заправлять в брюки рубашку, которая вылезла оттуда, когда он прыгал.(2) Мы с мамой оглянулись и увидели строгую женщину, у которой были очень молодые и красивые волосы. (3) Густые, немного вьющиеся, они были собраны сзади в тяжелый пучок.(4) Есть лица, которые совсем не напоминают о своем прошлом. (5) А это как бы все время напоминало.Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.1
(1) Вот уже около трех с половиной лет мы живем в большом городе, где папа наращивает мощности металлургического завода. (2) Прежде чем переехать, он, как всегда, навел справки насчет Дома культуры. (3) Выяснил, что при нем активно работают все кружки, какие только существуют на свете. (4) И что "детская работа" там тоже прекрасно налажена.Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 3
(28) И, подняв вверх пенал, стал рассказывать, как по дереву можно выжечь различные рисунки и раскрасить их. (29) Несколько мальчиков не принесли ничего. (30) Учитель удивился:(31) – А что же вы любите, что делаете дома?(32) Малютин вытащил из-под парты большой лист.(33) – Я немножко черчу, – сказал он. (34) – Вот тут я нашу школу начертил, и улицу, и парк... Среди предложений 28-34 найдите СПП с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.28
(6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета. (8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. Среди предложений 6-9 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.7
(4) Так вот – любование. (5) В этом весь секрет постижения красоты. (6) Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше, – это одно. (7) Если же человек посидит на берегу несколько часов или проживет он несколько дней, то это совсем другое. (8) Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, равно как на огонь или водопад. Среди предложений 4-8 найдите СПП с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.7
(22) Сохатый пообвык на новом месте, признал стрелочника, вылизывал по утрам шершавым языком его ласковые, пропахшие табаком ладони, искал в кармане соленую горбушку ржаного хлеба. (23) Четыре месяца «квартировал» лось у Игната Гавриловича.(24) Когда звонкая лесная капель открыла счет погожим внешним денькам и дни стали длиннее, Игнат Гаврилович распахнул настежь ворота хлева.(25) Лось сделал два неровных шага, остановился, потом он гордо взметнул голову и, не торопясь, направился к дальнему бору.Среди предложений 22 – 25 найдите СПП с однородными придаточными. 24
(25) И вот прошло пять веков, как умер художник, а творения его живы. (26) Через века дошли до нас мысли и чувства художника. (27) Когда мы смотрим на юного смелого «Давида», вставшего на защиту своей страны, мы чувствуем, как горячо любил родину сам Микеланджело, также с оружием в руках защищавший родную ему Флоренцию.(28) И мы благодарны художнику за его колоссальный труд, за его подвижническую жизнь, за прекрасные создания, которые приносят нам глубокую радость.Среди предложений 25 – 28 найдите СПП с параллельным присоединением придаточных. 27
Среди предложений 16-18 найдите СПП с однородным и последовательным подчинением придаточных. (16) Лягушка так увлекалась этой сказкой, что замирала и её приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо нашего старого дома, на ступеньках которого ухитрялись расцветать одуванчики.(17) Так мы и жили. (18) Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые тёмные стены, законопаченные жёлтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. 16
Среди предложений 11-17 найдите СПП с последовательным подчинением придаточных. (11) Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13) Мы с Кито тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14) Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова?– (15) Андрюха! – вскричал дядя Женя. – (16) Учись джазу! (17) Здесь, в Доме культуры, есть такая студия.12
Удачи на экзаменах!