Презентация на тему: УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 100 с углубленным изучением отдельных предметов «УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Учитель начальных классов Тараканова Е.Е.1
«Всякий урок должен быть ответом, который тем легче усвоится учеником, чем самостоятельнее он формулировал вопросы, вызвавшие этот ответ.» ( Э. Клапаред) Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий. 2
Актуальность темы Основные характеристики учебного исследования: 1) выявление проблемных точек, предполагающих неоднозначность; проблемная подача материала; 2) развитие навыка выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа первоисточников (сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной .3
Основные этапы методики исследованияI. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, формулирования гипотезы)II. Исследование (поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы)III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)IV. Организация информации (классификация полученных в результате исследования фактов)V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы)VII. Применение (использование приобретённого нового знания для достижения подлинного понимания открытия). 4
5 Основные шаги при конструировании урока – исследования:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Содержание деятельностиЧто нужно знать учителюСформулировать обобщение урокаОсознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованыОпределить материал для изучения, на основании которого можно выявить обобщениеОпределить объём, характер, информации на основании значимых критериев
6{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сконструировать проблемную ситуацию для учениковОбеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения)Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работыУчесть принципы и правила организации работы в малых группах
Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя компонентами – мотивацией и обобщением. Обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока («ради чего»), мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока («из-за чего») проводится урок .7
Исследовательская деятельность на уроках чтения Сказка «Теремок» (в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого)Виды исследованийПредставление о «бродячем сюжете». Сравнительный анализ сказок Вариативностьсказок Отличие сказки от пьесыОтличие народной сказки от литературной8
Исследовательская деятельность на уроках технологии «Подарок маме своими руками» Виды исследованийСвойства разных материалов Свойства бумаги Свойства тканейИдеи для творческих работСравнение свойств бумаги и тканей9
10Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной.Но следует отметить : для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем.
Пример урока по предмету «Русский язык» 1 класс. («Начальная школа XXI века»)Тема: ПЕРЕНОС СЛОВОбобщение урока: в русском языке существуют определённые правила переноса слов.Цель урока: познакомить учащихся с правилами переноса слов в русском языке.Материалы к уроку: 1) образец письма мальчика своему другу; 2) тексты 3) слова, записанные на полосках бумаги; 4) карточка для записи обобщения урока.11
Планируемые результатыДети учатся:- использовать различные правила переноса слов;- осознавать важность и ценность правильной передачи сообщения;- классифицировать факты по признаку «правила переноса»;Умения, характеризующие достижение результатов:- владеть правилами переноса слов;- анализировать научно – познавательный текст, выделять факты с учётом поставленной цели исследования;- выполнять классификацию;- формулировать вывод. 12
Ход урока1.МотивацияДля создания проблемной ситуации на уроке можно предложить детям прочитать текст записки, составленной одним мальчиком.13Миша!Возьми в сарае удочки. Позови товарища Серёжу. Я васжду на речке. Вова.
Формулируется цель исследования: изучить правила переноса слов в русском языкеУчитель. Что не так в этой записке? Почему приятель не смог ничего понять? Чего не знал Вова? Как ему помочь?14
2. Исследование в малых группахДля организации совместной работы можно предложить детям инструкционную карту:1)Прочитать текст по цепочке. Выделить особенности переноса слов.2)Записать на отдельном листке выделенный способ.3)Распределить между собой слова, записанные на полосках таким образом, чтобы у каждой пары в команде было по одному слову.4)Установить место переноса в каждом слове, разрезать полоски в установленном месте, приклеить образовавшиеся части, иллюстрируя варианты переноса.5)Подготовить выступление15
Каждой группе целесообразно предложить специально подобранные слова для выполнения практического задания. Например, для 1-й и 2-й групп: пенал, машина, осина, корзинка; для 3-й и 4-й групп: лейка, сойка, мойте, пойте;Используя ножницы, клей, дети разрезают полоски на части согласно возможному переносу и демонстрируют перенос 16
3.Обмен информациейДать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, продемонстрировать ту или иную особенность переноса слова.17
4.Организация информацииУчитель просит детей объединить слова в группы по сходству особенностей переноса, например:18 СЛОВА С БУКВОЙ «Й» СЛОВА С БУКВОЙ «Ь» ДРУГИЕ СЛОВА
5.Связывание информации, формулирование вывода (обобщения урока)Составляется итоговый плакат:19Правила переноса слов 1)Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. 2) Букву «Й» при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы. 3) Букву «Ь» нельзя отделять от стоящей перед ней буквы.
6. Подведение итогов. ПрименениеУчитель. Итак, мы узнали правила переноса слов в русском языке.Можем ли мы теперь помочь Вове? Как исправить ошибки, чтобы приятель понял мальчика?Дети определяют, как нужно оформить перенос слов в записке.20
Полученный текст записывают в тетрадь.21 Миша! Возьми в сарае удочки. Позови товарища Серёжу. Я вас жду на речке. Вова.
Таким образом, организация исследовательской деятельности создаёт благоприятные условия для развития универсальных учебных действий у младших школьников и направленанадостижение успеха на избегание неудач22
23«Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Мать Тереза