Интерактивные образовательные технологии в формировании коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Интерактивные образовательные технологии в формировании коммуникативных универсальных учебных действий (УУД)у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
АктуальностьОдной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения», «детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ – закон «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» и др.
Проблема Обучающиеся с ОВЗ в процессе школьного образования должны овладеть коммуникативными УУД, наряду со здоровыми сверстниками. Однако, в педагогическом процессе эффективные интерактивные технологии, обеспечивающие формирование коммуникативных УУД используются фрагментарно, С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Педагогические технологииv Проектная технологияv Технология развивающего обученияv Здоровье сберегающие технологии v Технология проблемного обученияv Игровые технологииv Модульная технологияv Технология мастерскихv Кейс – технологияv Технология интегрированного обученияv Педагогика сотрудничества. v Технологии уровневой дифференциации v КСО v Традиционные технологии (классно-урочная система)
Цель Разработать модель технологической карты отражающей формирование коммуникативных УУД через интерактивные образовательные технологии у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
ЗадачиПроанализировать нормативно-правовую документацию по проблемам формирования УУД у обучающихся с ОВЗ.Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме проекта.Отобрать и систематизировать интерактивные образовательные технологии.Адаптировать интерактивные образовательные технологии в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ.Определить место образовательных технологий в структуре урокаОпределить образовательные результаты в аспекте формирования коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ.
Этапы реализации проекта1.Ориентировачный(знакомства с нормативными актами) 2 Технологическая карта.3.Внедрение технологической карты.4. Оценочный(выявление эффективности проведенной деятельности).
Познавательные универсальные учебные действия 3. Постановка и решение проблемы:формулирование проблемы;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Этапы формирования УУДИзвестно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.4. Контроль.
Путь, который должен пройти каждый ученик в ходе формирования любого УУД1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения; 4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
1 этап формирования УУДТехнология деятельностного метода обучения (ТДМ), которая помогает учителю на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.
{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Краткое описание этапов урокаоткрытия нового знания в ТДМПеречень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на соответствующих этапах1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);3) устанавливаются тематические рамки («могу»).В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). - самоопределение (Л);- смыслообразование (Л);- внутренняя позиция школьника (Л);- учебно-познавательная мотивация (Л);- планирование учебного сотрудничества (К)
{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Краткое описание этапов урокаоткрытия нового знания в ТДМПеречень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на соответствующих этапах2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действииНа этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, этот этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. - мотивационная основа учебной деятельности (Л);- смыслообразование (Л);- эмпатия (Л);- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);- структурирование знаний (П);- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П);- использование знаково-символических средств (П);- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);- построение логической цепи рассуждений (П); - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разныхпозиций (К);- волевая саморегуляция (Р)
{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Краткое описание этапов урокаоткрытия нового знания в ТДМПеречень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на соответствующих этапах3. Выявление места и причины затруднения.На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. - учебно-познавательный интерес (Л);- смыслообразование (Л);- эмпатия (Л);- волевая саморегуляция (Р);- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П);- использование знаково-символических средств (П);- определение основной и второстепенной информации (П);- постановка и формулирование проблемы (П);- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Краткое описание этапов урокаоткрытия нового знания в ТДМПеречень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на соответствующих этапах4. Построение проекта выхода из затрудненияНа этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: - ставят цель, - согласовывают тему урока, - выбирают способ, - строят план достижения цели;- определяют средства, ресурсы и сроки.Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. - самоопределение (Л);- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);- постановка познавательной цели (П);- познавательная инициатива (Р);- планирование, прогнозирование (Р); - построение логической цепи рассуждений (П);- использование знаково-символических средств (П);- построение речевых высказываний (П);- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);- определение основной и второстепенной информации (П);- планирование учебного сотрудничества (К);- разрешение конфликтов (К);- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)
{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Краткое описание этапов урокаоткрытия нового знания в ТДМПеречень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на соответствующих этапах5. Реализация построенного проектаНа этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);- осознание ответственности за общее дело (Л);- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);- чувство прекрасного и эстетические чувства (Л);- установка на здоровый образ жизни (Л);- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);- волевая саморегуляция (Р);- выдвижение гипотез и их обоснование (П);- познавательная инициатива (Р);- использование знаково-символических средств (П);- поиск необходимой информации (П);- моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П);- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);- установление причинно-следственных связей, доказательство (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П);- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К);- управление поведением партнера (К);- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Краткое описание этапов урокаоткрытия нового знания в ТДМПеречень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на соответствующих этапах6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речиНа этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. - контроль (Р);- коррекция (Р); - волевая саморегуляция (Р); - подведение под понятие (П); - использование общих приемов решения задач (П);- использование знаково-символических средств (П);- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);- построение речевых высказываний (П); - выведение следствий (П);- планирование учебного сотрудничества (К);- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Краткое описание этапов урокаоткрытия нового знания в ТДМПеречень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на соответствующих этапах7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуПри проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);- анализ, сравнение, классификация (П);- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);- использование знаково-символических средств (П);- волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р);- использование общих приемов решения задач (П);- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);- рефлексия способов и условий действия (П);- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);- выделение и формулирование проблемы (П);- постановка познавательной цели (П);- постановка и формулирование проблемы (П);- подведение под понятие (П); - выведение следствий, доказательство (П);- координирование разных позиций с учетом разных мнений (К);- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)
{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Краткое описание этапов урокаоткрытия нового знания в ТДМПеречень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на соответствующих этапах8. Включение в систему знаний и повторение.На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);- анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация (П);- поиск и выделение необходимой информации (П);- моделирование, преобразование модели (П);- умение структурировать знания (П);- смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П);- свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П);- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - использование общих приемов решения задач (П);- построение речевых высказываний (П);- подведение под понятие (П); - выведение следствий (П);- доказательство (П); - планирование учебного сотрудничества (К);- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);- постановка вопросов (К);- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);- управление поведением партнера (К)
{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Краткое описание этапов урокаоткрытия нового знания в ТДМПеречень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на соответствующих этапах9. Рефлексия учебной деятельности на урокеНа этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. - внутренняя позиция школьника (Л);- самооценка на основе критерия успешности (Л);- рефлексия способов и условий действия (П);- эмпатия (Л);- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);- формулирование и аргументация своего мнения (К);- планирование учебного сотрудничества (К)
2 этап формирования УУДФормирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия. В противном случае, формирование надпредметных умений будет также неэффективно, как, например, обучение детей решению квадратных уравнений без знакомства их с соответствующими формулами корней. Но тогда встают вопросы:Где взять знания о нормах выполнения УУД? Где в учебном процессе найти место и время для знакомства с ними учащихся? Каким способом это делать?